Таможенное дело: что на самом деле изменил Кабмин при растаможке

30.09.2015
2615

www.autocentre.ua

В понедельник, 28 сентября, глава Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили на свой страничке в Facebook, мягко говоря, раскритиковал постановление Кабмина №724 (от 16 сентября)

А называя вещи своими именами — обвинил Государственную налоговую службу и Кабмин в создании новой коррупционной схемы. По мнению Саакашвили, вступление в силу постановления №724 позволяет таможенникам самостоятельно устанавливать цену растаможки товара, игнорируя стоимость, указанную в договорах. Следовательно, сотрудники ГФС получат возможность завышать таможенную стоимость и требовать уплаты значительно более высоких налогов и сборов. Это де-факто блокирует импорт и позволит таможенникам выстроить систему поборов с импортеров.
ЛІГАБізнесІнформ разобралась, что произошло на самом деле и чем новая инициатива властей так не угодила украинскому бизнесу.

Благими намерениями

Суть изменений, предложенных правительством и согласованных в ГФС, во введении неких индикативных показателей стоимости товара. То есть партии товара с идентичными показателями не могут слишком отличаться по цене. Проверять расхождения должна ГФС, для чего на каждой таможне устанавливается определенная средняя цена для единицы той или иной продукции. Теоретически таким образом недобросовестные импортеры не смогут чересчур занижать стоимость ввозимого товара и уклоняться от уплаты таможенных сборов и других налогов. Кроме того, индикативные показатели сделают бессмысленным ввоз продукции через таможни с более лояльными сотрудниками, чем раньше охотно пользовались. Именно об этом, кстати, неоднократно говорил Саакашвили, указывая, что часто товар растаможивается не на Одесской, а на других таможнях, где сотрудники ГФС не так сильно придираются к заявленной цене импорта.

На первый взгляд, резоны правительства вполне логичны. Но реализация вызвала шок у многих импортеров.

Явная угроза

Во вторник, 29 сентября, генеральный директор компании «АвтоКапитал» (официального представителя концерна Daimler AG в Украине) Ярослав Пригара сообщил, что им предложили увеличить таможенную стоимость ввозимых товаров. При этом импортер поставляет автомобили по прямым контрактам с производителями, то есть машины покупаются непосредственно на заводах. «Наперед приносим извинения за неудобства у своих клиентов. Соглашаться с этим заманчивым предложением не будем. Это уже дело принципа», — написал Пригара на своей странице в соцсети.

«АвтоКапитал» — не первый импортер, перед которым встала подобная проблема. «Трудности начались уже в субботу, — рассказывает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Елена Деревянко. — С ними столкнулись в основном солидные компании, работающие по прямым контрактам и только вбелую. Много товаров «зависло» на таможне, по некоторой продукции, отгружаемой напрямую с производства, таможенники хотят завысить цены в два раза».

Схожие проблемы возникли и у крупного продуктового ритейлера, импортирующего товар для собственных магазинов. «На одной из таможен застряли наши продукты, — на условиях конфиденциальности рассказал руководитель предприятия. — Пока не паникуем, готовим обращение в ГФС и Кабмин, пытаемся найти путь оперативно уладить конфликт».

Подтверждает сложности бизнеса и глава профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко. «На Одесской таможне предприниматели не могут оформить грузы по ценам, указанным в документе, — добавляет он. — При этом методика расчета индикативных цен непонятна и непрозрачна, а сама оценка груза по индикативам противоречит Таможенному кодексу. По закону это только вспомогательный параметр, который можно использовать, если другие позволяют заподозрить занижение таможенной стоимости». По его словам, под пресс таможенников попали в первую очередь крупные импортеры.

Подковерные игры

Именно к непонятной и непрозрачной схеме расчета индикативной таможенной стоимости у бизнеса больше всего претензий. «К нам поступает все больше звонков от бизнесменов, чей товар не может пройти таможню, и практически все они жалуются на то, что непонятно, откуда и как взялись эти индикативные цены», — говорит Деревянко из ЕБА. По мнению Берестенко, подобные шаги правительства не ликвидировали контрабанду, а заблокировали легальный импорт и создали дополнительные коррупционные схемы на таможне. «Идея была в том, чтобы убрать схемы ввоза по заниженной стоимости через определенные таможни, — объясняет он. — Вместо этого по непонятной схеме высчитали какие-то индикативы и установили разные показатели на разных таможнях. Это явно не уберет коррупцию на таможне». Действительно, в отдельных случаях установленные средневзвешенные схемы (на которые должны обращать внимание сотрудники ГФС), например, для Одесской и Черниговской таможни могут отличаться в разы.

Глава наблюдательного совета группы «Октава Капитал» Александр Кардаков обращает внимание на еще одну неявную проблему новации. «Часто мы ввозим инновационное оборудование, не имеющее аналогов в Украине и ранее в страну не поставлявшееся, — рассказывает бизнесмен. — Кто, как и на каких основаниях будет рассчитывать индикативные цены для него и кто помешает таможеннику произвольно увеличить стоимость груза?». По его мнению, постановление не учитывает множество важных нюансов. Например, возможность, что при прямой покупке у производителя покупатель получает значительные скидки. Означает ли это, что таможенники заставят его доплатить за импорт оборудования соответственно среднерыночным ценам импорта? Другой нюанс: комплектность поставляемого товара.
Высокотехнологичные товары могут иметь минимально различающуюся маркировку, но по «начинке» и цене отличаться в разы. Далеко не факт, что таможенники смогут разобраться в этих деталях и просто не потребуют задекларировать максимально возможную стоимость, намекнув на возможность «договориться» и провезти товар по лояльной цене.

Не зрада

Далеко не все сотрудники ГФС истолковали новое распоряжение как безусловное указание использовать только индикативные показатели. «Сегодня никаких проблем с растаможкой у нас не было: растаможивали по цене инвойса», — лаконично сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе компании Торговый дом «НІКО» (официальный импортер Mitsubishi в Украину). Чуть позднее, спохватившись, поспешила разъяснить детали применения постановления и ГФС. «Использование единых примерных показателей таможенной стоимости необходимо только для анализа и оценки рисков относительно подачи декларантом недостоверных сведений, в том числе и относительно таможенной стоимости товаров», — говорит в разъяснении ГФС. При этом использование этого инструмента — лишь рекомендация для сотрудников ГФС, а не категорический приказ. Также подчеркивается, что основой для определения таможенной стоимости остается контрактная цена, а резервный метод (индикативы) применяется только в исключительных случаях.

Поддерживают появление постановления и некоторые объединения бизнесменов. «Это правильная инициатива, которая позволит навести порядок на таможне. Те проблемы, которые сегодня возникают — это нестыковки, связанные с разной трактовкой документа, сбоями в работе АСАУР (автоматизированной системы анализа и управления рисками) и еще не до конца отработанных процессах на местах. Это со временем устранится», — уверен генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Назаренко, объясняет, почему постановление 724 полезно: «ВААИД, начиная с 1999 года предоставляет в таможню ценовую информацию на авто, которая используется в справочных целях. Это делается в рамках меморандума об информационном обмене с таможней. 

Для чего это делается? Это не позволяет нечестному импортеру завозить в Украину автомобиль по цене ниже той, которую дает завод-производитель. Раньше это была лазейка для ухода от налогообложения. Например, покупается автомобиль заграницей по условной цене $100 000 на чешскую фирму-прокладку (созданную нашими согражданами), через которую этот же автомобиль продается украинской фирме за $20 000. Соответственно по всем документам законная таможенная стоимость этого автомобиля якобы $20 000. Сейчас у таможни появляются основания сказать: Извините, меня не волнует, за сколько вы купили, цена этого товара не может быть ниже $100 000. Соответственно и растаможка должна происходить исходя из этой суммы». 

Тем не менее уже столкнувшиеся с проблемами компании и ассоциации (ЕБА) готовят обращение к властям с просьбой пересмотреть нормы постановления. По их мнению, норма не позволит искоренить коррупцию на таможне, зато создаст все условия для новых злоупотреблений сотрудников ГФС.

Источник: liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.