Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Размывая границы. Почему ритейлеры будут предоставлять финансовые услуги
nyt.com/
В информационную эру самое ценное, что может быть у бизнеса, — это данные о клиентах и их поведении. Ритейлеры — одни из тех, у кого такой информации в избытке. Они могут выходить за пределы собственного рынка и предоставлять смежные услуги, например финансовые сервисы. В свою очередь банки также будут стремиться предоставлять услуги, ранее свойственные ритейлу. Понятия рынка и конкурентов будут размываться
На прошлой неделе розничная сеть «Алло» объявила о том, что будет развивать финансовые сервисы под собственным брендом. С июня на сайте allo.ua пользователи могут сделать денежный перевод на карту, пополнить счет, провести онлайн-платеж. «Алло» предоставляет услуги кредитного брокера, продает страховки. Все эти услуги до недавнего времени считались прерогативой финансовых учреждений. По словам CEO «Алло» Максима Раскина, перечень финансовых услуг будет расширен и развитие финансовых сервисов — часть стратегии мультиканальной розницы компании. «Алло» — участник рынка розничной торговли, который начинает предоставлять финансовые услуги, то есть выходит за рамки своего бизнеса. Станет ли это трендом?
По мнению директора компании PayForce Ивана Истомина, «Алло» стала первой ласточкой и в ближайшее время мы увидим и другие компании, которые будут предоставлять смежные сервисы. «Из-за падения розничного оборота и замедления роста розничные компании будут предпринимать попытки выйти на смежные рынки, организовать cross seling, чтобы оживить потребительский спрос. И кредитные программы, и сервисы переводов — все это позволит компенсировать падение от основной деятельности, дополнительно заработать, простимулировать спрос и отобрать долю у конкурента», — говорит Иван Истомин.
Ритейл-банки
На развитых рынках ритейлеры, предоставляющие услуги банков, уже стали обыденностью.
Чаще всего собственные банки есть у фуд-ритейлеров, что связано с тем, что у них происходит постоянный контакт с клиентами. Свои банки или финансовые подразделения есть у таких гигантов, как Tesco, Walmart, Auchan. В 2012 году крупнейшая группа компаний в сфере розничной торговли Fozzy Group стала собственником банка «Восток», чтобы предоставлять финансовые сервисы покупателям сетей «Сільпо», «Фора».
«И ритейлеры, и банки стремятся получить как можно больше клиентов. С этим связаны две тенденции — одна в ритейле и одна в банке, — рассказывает основатель компании Idnt Николай Чумак. — Основную маржу ритейлеры зарабатывают на сервисах, поэтому они хотят быть более сервисными. В то же время банки хотят быть более розничными, потому что они по своей сути изначально скучные и стрессовые для клиента. Они хотят больше походить на те места, где люди спокойно тратят деньги».
Основное преимущество ритейлера перед банками — это информация о поведении клиентов. Например, у супермаркетов есть информация о том, что клиент покупает, сколько и как тратит. Из этих данных они могут сделать много выводов о человеке: кто он, какой у него достаток, какая культура потребления. Эти знания дают возможность в дальнейшем продать какую-то финансовую услугу — кредит, кредитную карту. Для ритейла предоставление финансовых услуг может быть органичным дополнением к тому, что он уже делает.
«У ритейлера может быть свой банк, где он будет продавать продукт, на который официальный банк никогда не согласится. Эта тенденция нормальна, и это хорошо, ведь таким образом повышается конкуренция, а соответственно — происходят улучшения в качестве предоставления услуг и ведения бизнеса как со стороны банков, так и со стороны ритейлеров», — отмечает директор по развитию бизнеса Portmone Тарас Волобуев.
Маловероятно, что «Алло» станет полноценным банковским учреждением. Регулятор сделал ведение этого бизнеса дорогим удовольствием — минимальный уставной капитал для создания нового банка по требованиям НБУ составляет 500 млн грн. Российская сеть салонов сотовой связи «Евросеть» в 2010 году запустила проект «Кукуруза», в рамках которого в точках продаж оказывает широкий спектр финансовых услуг: кредитных, онлайн- и офлайн-платежей, пополнение мобильных телефонов. Они делают это совместно с несколькими банками, из которых клиент сам выбирает более подходящий лично для него.
Обратная тенденция
Банки тоже хотят стать розничными компаниями. Год назад «ПриватБанк» запустил собственный магазин, где пользователи могут делать покупки, в том числе на зарубежных интернет-площадках, и забирать их в отделениях «ПриватБанка». Весной в отделениях «ПриватБанка» было установлено 1 000 почтоматов.
«Фидобанк» позиционирует себя как финансово-розничная группа. У него есть «фидомаркет» — интернет-магазин, где продаются финансовые сервисы. Несмотря на то что «Фидобанк» имеет небольшую сеть отделений (около 70 точек), за счет сотрудничества с розничными сетями — Eva, Foxtrot, «Алло» — он привлекает новых клиентов, которые начинают пользоваться его услугами и продуктами.
«Банки тоже не стоят на месте. Конкурировать будут все со всеми. Но конкуренция будет не на уровне предоставления какой-то услуги, а за трафик. Побеждает тот, у кого есть трафик», — отмечает Николай Чумак.
Николай Чумак считает, что финансовые сервисы будут предоставлять и мобильные операторы, потому что они обладают огромными базами данных клиентов. Оператор МТС в России имеет свой «МТС банк». В Украине «Киевстар» развивает платежное направление — с 2013 года действует услуга «Мобильные деньги» для онлайн-платежей, в марте «Киевстар» запустил мобильное приложение для этой услуги.
Размытие границ происходит и в других секторах бизнеса. У сети кофеен Starbucks есть собственное приложение, которое позволяет с мобильного оплачивать кофе. В Украине сеть заправок WOG также предлагает мобильное приложение, с помощью которого можно купить топливо и кофе. С осени прошлого года оператор логистических услуг «Новая Почта» начал развивать сервис денежных переводов Forpost. В этом сегменте есть куда расти. В 2014 году, по данным НБУ, объем рынка внутренних денежных перводов составил более 50 млрд грн.
«В ближайшие полгода-год мы увидим новые программы с собственными торговыми марками в финансовых сервисах. Это будут игроки из топ-5 от каждого из сегментов, — прогнозирует Иван Истомин. — Сложности, которые сейчас есть в традиционном бизнесе, стимулируют игроков смотреть по сторонам и придумывать, как можно дальше развиваться».
Автор: Катерина Орловская