Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Основатель Black Eagle: «Война повлияла на открытие магазина, но не была решающим фактором»
Среди арендаторов ТРЦ появляются не только одежные и обувные бутики, но и магазины, торгующие военным снаряжением. Первый магазин ТМ Black Eagle был открыт в самый разгар военного конфликта в Украине — в апреле 2014 года. Сейчас сеть работает в четырех днепропетровских ТРЦ: «Приозерный», «Мост-Сити», «Новый Центр» и с июля — в ТРЦ «Караван». Василий Демченко, один из основателей ТМ Black Eagle, рассказал о том, как из хобби рождаются успешные проекты и как повлияла война на закупки военного снаряжения
— Когда возникла идея?
— В 2010 году. Мое хобби — игра в страйкбол. Я привозил из Китая снаряжение и обувь, которые были востребованы в Украине среди знакомых и друзей. Потом это превратилось в интернет-магазин. Сначала мы работали только как интернет-магазин — первый мы закрыли и в 2012 году открыли новый, более профессиональный, который работает до сих пор.
— Какова на сегодня доля продаж интернет-магазина в общем объеме?
— Сейчас она составляет 30%.
— Как пришла идея открыть розничный магазин? Ситуация способствовала?
— Идея открытия магазина возникла еще в 2012 году, параллельно с интернет-магазином. Но это было хобби. Я работал в плюс, но это не было основным источником дохода. Особых сложностей при открытии первого магазина не возникло. В апреле 2014 года мы открыли первый магазин в ТЦ «Приозерный». То, что произошло у нас в стране, повлияло на открытие магазина, но не было решающим фактором.
— Как долго вы ждали, чтобы открыть второй магазин? Какие инвестиции в открытие?
— Прошло месяцев девять, прежде чем окупились текущие затраты на открытие без учета стоимости товара. Сумма инвестиций зависит от торгового центра: есть ТРЦ, которые нам предлагают открыться у них и платить только за коммунальные услуги, а есть уровнем повыше, в которых платить аренду от $50/кв. м.
— Почему все ваши магазины открыты в ТРЦ?
— Потому что стритритейл вымирает. Мы открываем наши магазины в современном формате. Люди ходят в торговые центры, где можно купить все сразу.
— Государство закупало военное снаряжение?
— Изначально мы поставляли в добровольческие батальоны, но это были частные лица, фонды помощи.
— Какова доля продаж военного снаряжения?
— 50% было год назад, на сегодня — 20–30%. Целевые покупки от организаций, занимающихся обеспечением солдат, сейчас прекратились. Мы продаем импортные, достаточно дорогие бренды. Это более качественная обувь, а для военных сейчас закупают то, что производится в Украине. Качество хуже, но и цена в три раза ниже. К примеру, украинская обувь стоит 500–700 грн за пару, а та, которую закупают за границей для солдат, — $100–200. Полтора года назад не было украинского производства, тогда закупали все, что могли купить, в том числе и у нас. Сейчас много цехов, которые шьют обувь, жилеты, форму.
Спад продаж одежды, обуви для военных целей пошел осенью 2014 года. Не знаю, можно ли связывать, но это произошло примерно после событий под Иловайском, когда наступление прекратилось. Может, поняли, что в ближайшее время освободить оккупированную территорию мы не сможем.
— У вас весь товар импортный?
— Да, процентов 95 — это поставки из-за границы, 5% — это то, что сами разрабатывали и заказывали. Но у нас нет нормальных тканей, нормальной фурнитуры.
Цеха у нас еще год назад работали достаточно странно: когда в стране война, вместо того, чтобы отшивать бронежилеты и форму, они шили футболочки и маечки. Потом поняли. Теперь к нам каждую неделю приходят представители и предлагают продукцию украинского производства.
— На импортный товар есть нулевые пошлины на таможне?
— Только на средства защиты. То, что касается одежды, обуви и других товаров, растаможивается по обычным условиям.
— Кто ваши клиенты?
— В основном мы ориентированы на аутдор, туристов, людей, которые занимаются страйкболом, пейнтболом, тактической стрельбой, просто любят активный отдых. В наших магазинах мы также предлагаем одежду стиля кэжуал, ориентированную на повседневное использование в городских условиях. Военный ассортимент у нас составляет примерно 40% — это жилеты, форма, бронежилеты. Все остальное — фонари, посуда, трекинговая обувь, ножи, мультитулы, топоры. Мы больше ориентированы на аутдор все-таки.
— Собираетесь до конца года открывать еще магазины?
— Посмотрим по ситуации. Возможно, откроем несколько магазинов в ближайших городах — Запорожье, Кривом Роге, Харькове.
Записала Дарья Златьева