Мартин Шумахер, директор Metro C&C Украина: «Мы потеряли 20% оборота»

25.05.2015
4106
METRO Cash & Carry Украина

biz.liga.net

В декабре прошлого года Мартин Шумахер возглавил METRO Cash & Carry Украина. На встрече с журналистами 21 мая Мартин Шумахер рассказал, что из-за аннексии Крыма и конфликта на Востоке компания потеряла 20% оборота, девальвация привела к сокращению в обороте на 10% доли импортных товаров, цены с начала года выросли в среднем на 40%. Но сеть развивает новые форматы — обновился METRO База, компания будет открывать по франшизе магазины у дома «Щедрий кошик»

О поставщиках

Два года назад с поставщиками у нас были очень сложные контракты — мы сделали их более прозрачными и упростили процедуры.  Число страниц в наших контрактов уменьшилось со 100 до 5. Раньше мы закупали товары по высокой цене и часть средств поставщики нам возвращали для промопродвижения товара. Поставщик нас стимулировал предоставлять разные услуги для продвижения их товара. Мы отказались от этой концепции в пользу более низкой цены и теперь делаем с товаром то, что считаем нужным. То есть мы сами управляем продажами и нас не нужно стимулировать. Сейчас  мы закупаем у поставщиков и требуем наиболее низкую цену, которую они могут дать, чтобы продать максимальное количество товара. Но некоторые поставщики предпочли бы работать по старой модели, поскольку хотят сохранить уровень цен в целом по стране. Мы очень хотим изменить ситуацию и перевести всех на новую схему, но часть поставщиков все еще придерживаются старых правил.

Мы выбираем тех поставщиков, которые готовы с нами работать на таких условиях.  Украинский рынок очень восприимчив к ценовым скачкам, покупатели сравнивают цены, и если мы снижаем цену на какой-либо продукт, у нас растут объемы продаж.

Цены на товары с начала года выросли в среднем на 40%.

Об импорте

Доля импортных товаров в нашем ассортименте составляет 33-35%. Мы потеряли около 10%  — раньше было 40-45%. Наш непрямой импорт — украинские поставщики, которые сами импортируют— 33-35%, наш персональный импорт составляет 10% в общей доле. Это свежие продукты, которые не растут в Украине, лосось из Норвегии, цитрусовые из Италии, Турции и Израиля, говядина из Северной Америки. Российский импорт сократился в первую очередь потому, что украинский покупатель не хочет покупать и поставщики, которые ранее продавали российское, также переключаются на импорт других стран.

Работа в зоне конфликта и Крыму

Два магазина в Крыму мы перевели в рамках группы на отдельное юридическое лицо. 4 магазина не работают в Донецкой и Луганской областях, из них 2 полностью разрушены. Остальные два магазина не работают, так как мы не можем осуществлять поставки и не можем гарантировать безопасность сотрудников. Поэтому мы приняли решение заморозить там бизнес.

За счет потери бизнеса в Донецкой, Луганской областях и в Крыму мы потеряли 20% оборота. Но мы продолжаем наращивать объемы за счет остальных магазинов.

Задания конца до конца года

Мы продолжаем процесс преобразования внутри магазинов: магазины одежды «METRO Шафа», бытовой техники и электроники Метро Меdіа, непродовольственных товаров  «Магазины в магазинах». Мы открыли новый формат «Метро База» — теперь это «Бери-вези». Мы изменили в них все, что можно изменить: ассортимент цена, промоакции, выкладка товара, дополнительный сервис по доставке. Мы планируем дальше инвестировать в этот формат, но не будем инвестировать до конца года, нам необходимо знать, что концепция работает и приносит прибыль. Мы будем продолжать акцентировать внимание покупателей на низкой цене, работаем над нашей сетью поставок, работаем в направлении диджитал-технологий. Начали работу над франчайзинговым проектом «Щедрый кошик» в формате «магазин у дома».

О работе в кризис

Мы не принимаем кризис как таковой. Компании действуют по-разному в кризис: кто-то затаивается и пережидает, а кто-то вкладывает деньги и развивается – мы делаем именно так. Мы приняли решение выбрать агрессивную стратегию развития. На сегодня мы открыли 8 «Шаф»,  на каждую из них потрачено EUR50000.  В июне на Позняках откроется обновленный отдел «Вино», в который мы инвестировали EUR30000. 

Мы видим глобальное понижение давления власти на бизнес, мы не рассматриваем администрирование и налоги, как основное в бизнесе, как было раньше. Если раньше у нас было много визитов со стороны санстанции, пожарной инспекции, других проверяющих организаций, то сейчас мы более свободно себя чувствуем. Мы считаем это позитивным моментом работы  правительства.

Об инвестициях

Наш бизнес стремительно падал два года назад, никто не хотел инвестировать в «Метро». Сейчас мы растем. Мы очень много инвестировали в новые департаменты, изменения внутри магазинов, в работу с поставщиками, ремоделинг, завершившийся в 2013 году. Очень много усилий вложено для роста сегодня. Мы продолжаем инвестировать в этом году, но не такие значительные суммы денег. Сейчас мы утверждаем бюджет на следующий год и на развитие для Украины заложено гораздо больше, чем раньше, но мы хотим дождаться второй половины года, когда ситуация стабилизируется, чтобы проанализировать, как нам двигаться дальше.

Записала Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.