Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
По уровню насыщенности торговыми площадями на 1000 жителей Киев обогнал Москву и ряд городов Восточной Европы — UTG
Фото: Novostroyki
Пандемия, вынужденный карантин, закрытие и банкротство магазинов одежды и обуви, ресторанов и развлечений привели к отсутствию резервов для роста товарооборота в перспективе. В прошлом году участники рынка испытывали негативные операционные результаты, накапливая долги по аренде и перед своим персоналом. К тому же, львиная доля якорных товарных групп практически остановила свое развитие. Оборот розничной торговли Украины в 2020 году по данным UTG составил 44,9 млрд грн. В динамике товарооборота за 20 лет эта цифра достигла уровня 2006 года.
Эксперты консалтинговой компании UTG во время пресс-конференции, посвященной эволюции коммерческой и жилой недвижимости, рассказали о состоянии рынка коммерческой недвижимости Украины, а также о потребительских предпочтениях. Retailers приводит основные тезисы выступления.
Изменения в предпочтениях потребителей
- Во время кризиса потребители начинают сдержанней относиться к покупкам, начинают больше экономить, у них наступает насыщение товарными группами. Потребление становится более рациональным, поэтому в ближайшей перспективе резервов для повышения товарооборота не предвидится.
- Доля индивидуальных накоплений растет (9,0%). Население стремительно сокращает расходы на продукты питания (48,4%), одежду и обувь (4,6%), отдых, культуру, развлечения (1,5%), образование (0,8%). Доля торговой сети (одежда и обувь, электроника, товары для дома, кафе и рестораны, развлечения, прочие товары) уже составляет всего 12,8% (или $44,3 в месяц на семью).
- В результате последствий карантина 44% населения стали реже посещать торговые объекты. Среди объективных причин: необходимость сократить расходы (покупают меньшее количество товаров, выбирают более выгодные предложения/распродажи), избежать посещение общественных мест/общественный транспорт со значительным скоплением людей.
Рост влияния e-commerce
- Во время пандемии у потребителей растет лояльность к совершению покупок онлайн (+25%). На фоне карантина и вынужденного закрытия магазинов, такие маркетплейсы как Rozetka, "Алло", "Каста", Amazon, Rakuten, Alibaba, ускорили свое развитие. Происходит привлечение новых, более возрастных потребителей (в возрасте 50-60 лет), развитие маркетплейсов и расширение спроса на товары, которые прежде не были особенно востребованы в сети.Расширяется спрос на товары, которые прежде не были представлены и востребованы в сети – одежда и обувь, лекарственные товары и фармацевтическая продукция, косметика и парфюмерия, спортивные товары, детские игрушки, посуда, мебель, алкоголь, книги, сад и огород, инструменты, авиабилеты, бытовые услуги и прочее.
- Рост популярности онлайна влияет на формирование новых гибридных торговых форматов. Все это ведет к тому, что неконцептуальные, устаревшие объекты, которые не проводили ремонт или ребрендинг и надоели своим форматом посетителям, будут наблюдать максимальное снижение посещаемости.
Потенциал торговых площадей
- С учетом текущего уровня доходов населения, платежеспособный спрос способен обеспечить успешное функционирование для 2,6 млн кв.м арендуемых торговых площадей, тогда как по состоянию на ноябрь 2021 года функционирует всего 1,9 млн кв.м.
- На фоне ограниченного ассортимента активных ритейлеров открытие любого крупноформатного торгового центра ощутимо влияет на показатель среднерыночной вакантности, затрудняет привлечение арендаторов.
- По состоянию на 2021 год средневзвешенная вакантность в торговых центрах Киева составила 10,3%. Среднерыночный показатель посещаемости на ноябрь 2021 года снизился до 505 чел. Фиксированные арендные ставки на помещения галереи моды площадью 50-200 кв.м в торговых центрах Киева составили 22,8$ за 1 кв.м по состоянию на ноябрь 2021 года.
- Конкуренция продолжает усугубляться: на 2022 – 2023 годы задекларированы к открытию ТРЦ White Lines (28 000 кв.м), New Ray (34 500 кв.м), April Mall (36 500 кв.м), BalticSky (10 000 кв.м), Lake Plaza (22 000 кв.м) Ocean Mall (GLA 110 000 кв.м), “Лукьяновка” (47 052 кв.м) и другие объекты арендуемой площадью 350 00 кв.м.
Запуск новых объектов
- Запуск в эксплуатацию задекларированных проектов приблизит профицит торговых площадей, повлечет перераспределение потребительских потоков между объектами, рост вакантности и коррекцию ставок аренды в сторону снижения.
- По данным UTG, за последние четыре года в столице введены в эксплуатацию новые ТЦ суммарной арендуемой площадью 639 070 кв.м. В 2021 откроется: ТРЦ Respublika Park (GLA 135 000 кв.м), XiT Mall (GLA 9 600 кв.м) и Black One (GLA 2 500 кв.м). На этапе строительства и концепции находятся еще 36 объектов.
- По уровню насыщенности торговыми площадями на 1000 жителей Киев (658,0 кв.м) обогнал главные торговые столицы СНГ – Москву (628,2 кв.м), Санкт-Петербург (570,8 кв.м) и ряд городов Восточной Европы.
- Количество открытия новых брендов остается на низком уровне. Если в 2012 году на украинском рынке появилось 25 брендов, то в 2021 году открылись магазины всего 8 новых компаний: IKEA, Carter’s, MEXX, Off-White, Bimba Y Lola, KIKO Milano, Ecko UNLTD, BORK.
- "Бум" на рынке торговой недвижимости в регионах Украины можно ожидать в ближайшие пару лет, проекты реконцепции и редевелопмента устаревших объектов — уже в разработке. Всплеск активности на региональном рынке торговой недвижимости ожидался еще два года назад, однако ему помешали президентские выборы и пандемия коронавируса.
- Формат районных ТЦ будет сохранять популярность на рынке в ближайшие несколько лет — этот формат – самый устойчивый к проблемам коронакризиса.
Авторка: Людмила Будина