Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Исследование: фешн-бренды не могут быть экологичными. Они производят до 8% всех выбросов парниковых газов в мире
Фото: Viktor Drachev/TASS
Самые крупные бренды одежды, обуви и аксессуаров не смогут сократить свои выбросы даже к 2030 году. Об этом говорится в исследовании Stand.earth. В колонке Fast Company доктор философии Элизабет Сегран рассказывает, почему Gucci, Everlane, Uniqlo, American Eagle Outfitters и другие торговые марки делают слишком мало для того, чтобы защитить человечество от происходящих изменений климата.
Новый отчет экологической правозащитной организации Stand.earth свидетельствует, что 47 крупнейших компаний из мира fashion выбрасывают парниковые газы по всей своей цепочке поставок и таким образом влияют на изменение климата. Ни одна из них не в состоянии сократить свои выбросы вдвое даже к 2030 году, что необходимо для ограничения глобального потепления хотя бы до 1,5 градусов Цельсия. Даже такие экологичные бренды, как Patagonia, Allbirds и Eileen Fisher, не справляются с задачей снижения вреда, а это ведет к пониманию, что понятия экологичной моды на самом деле не существует.
«На протяжении последних лет мы слышим громкие заявления о том, что компании из мира моды стараются быть более экологичными, — рассказывает старший специалист по климатическим кампаниям Stand.earth Муханнад Малас. — Но на самом деле нам ничего не известно о том, что они делают для того, чтобы исключить основной источник вреда планете — ископаемое топливо — из своей цепочки поставок».
Уровень тревоги "красный"
В августе Организация объединенных наций (ООН) опубликовала основанный на 14 000 научных исследований доклад об изменении климата. Выводы оказались мрачными — человечество нанесло такой вред планете, что в ближайшие два десятилетия температура с большой вероятностью повысится на 1,5 градуса Цельсия. И индустрия моды играет в этом кризисе заметную роль — по оценкам экспертов, она производит 5–8% от всех глобальных выбросов парниковых газов. В производстве используются полиэстеровые и нейлоновые волокна, которые также получают из ископаемого топлива. Кроме того, fashion-производители пользуются работающими на угле фабриками и доставляют продукцию по всему миру на судах.
Многие бренды заявляют об устойчивом развитии. Например, Allbirds обещал компенсировать углеродный след, а Lululeon объявили, что переходят на использование синтетических волокон на растительной основе, отмечает Малас. Проблема в том, что около 80% всех выбросов от fashion-компаний приходится на их работающие на угле производства, еще 10% — на доставку.
«Модные бренды сосредоточены на тех инициативах, которые мы можем увидеть. Они редко говорят о своем производстве и транспортировке, которые составляют основную часть выбросов», — констатирует Муханнад Малас.
Модные бренды подводят нас
В своем отчете Stand.earth дал оценку каждой из 47 вошедших в исследование модных компаний. Самым экологичным оказался небольшой швейцарский бренд походной одежды Mammut, однако его оценка все равно не выше «4». За ним следует Nike, получивший «4–». Далее идут Gap, Inditex (владеет брендами Zara, Pull& Bear, Bershka), Ralph Lauren, REI и Lululemon — им поставили двойки. Подавляющее большинство компаний — от Everlane до Uniqlo, от Prada до Kering (владеет Gucci) — получили кол. В этом отчете намеренно не сравнивали компании друг с другом — их сравнивали с тем уровнем, на котором они должны находиться, чтобы предотвратить климатическую катастрофу. «В итоге мы пришли к выводу, что бренды не смогут сократить выбросы на необходимые 55% к 2030 году», — предупреждает Малас.
Самые экологичные бренды — Nike, Levi’s, Puma и VF Corp (владеет Timberland и North Face) — стараются отказаться от ископаемого топлива в цепочках поставок. Однако большинство торговых марок не владеют собственными фабриками, а размещают заказы на сторонних производствах, обычно в странах с дешевой рабочей силой. Stand.earth ставит брендам более высокие оценки в случае, если те мотивируют свои производственные базы переходить на возобновляемые источники энергии.
Однако и небольшие компании могут влиять на своих партнеров: бренд Mammut планирует к 2030 году перейти на возобновляемые источники энергии по всей цепи поставок. Это означает, что ей придется работать только с определенными партнерами, которые, например, пользуются морскими судами с нулевым уровнем выбросов или работают над снижением использования материалов на основе ископаемого топлива.
«То есть небольшая компания начала инвестировать в своих партнеров, чтобы те отказывались от ископаемого топлива, — продолжает Муханнад Малас. — Это то, что может сделать любой бренд в случае, если захочет».
Виной всему сверхпотребление
Такое количество выбросов вредных веществ от компаний из мира моды связано с огромным объемом одежды, которую они продают. Каждый год в мире отшивается около 80 млрд единиц одежды, обуви и аксессуаров, предназначенных всего для 8 млрд человек на планете. Популярность именно быстрой моды произошла благодаря дешевизне синтетических тканей, которые используют производители вместо более дорогих хлопка и шелка.
Если легкая промышленность начнет серьезнее относиться к проблеме изменения климата, брендам придется отказаться от материалов на основе нефти и использовать волокна с меньшим углеродным следом. Это неизбежно приведет к росту цен на одежду и, как следствие, сокращению потребления.
Ряд брендов, в их числе H&M, Everlane и Patagonia, заявляют, что используют переработанный полиэстер из старых бутылок для воды. Однако этот материал проблематичен, предупреждает Малас. Несмотря на то что переработка бутылок для воды приводит к меньшему выбросу парниковых газов, чем добыча ископаемого топлива для производства тканей, использование переработанного полиэстера фактически поддерживает индустрию бутылок для воды, настаивает эксперт. По его мнению, бренды должны инвестировать в технологии переработки, которые позволят повторно использовать старые волокна, а не бутылки.
«Если компании возьмут на себя обязательство отказаться от ископаемого топлива к 2030 году — это послужит правильным сигналом для рынка, чтобы подстегнуть развитие новых технологий, необходимых по всей цепочке поставок, включая создание новых материалов», — заключает эколог.
Перевод: INC