Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В 2021 году доля онлайн-торговли в Китае впервые превысит 50% всего объема розницы
Фото: E-pepper
В Китае в 2021 году доля e-commerce в розничной торговле страны впервые может достичь 52,1%. Об этом говорится в отчете компании по исследованию рынка eMarketer. Если прогнозы аналитиков сбудутся, Китай станет первой страной в мире, где онлайн-торговля превзойдет офлайн.
Китай уже давно является лидером в мире по совокупным показателям продаж e-commerce и его доле в общей розничной торговле. Однако совсем недавно, в 2018 году, эта доля составляла всего 29,2%, когда в 2019 году на e-commerce в Китае приходилось уже 45%. В отчете eMarketer отмечается, что Китай достиг переломного момента за последние несколько лет, когда потребительский ажиотаж в онлайне скорее ускорился, нежели стабилизировался. На него не смогла повлиять даже пандемия.
Следующей страной по объему e-commerce на долю ритейла, по данным eMarketer, является Южная Корея. По прогнозам аналитиков в 2021 году продажи через интернет составит 28,9%. В США этот показатель составит всего 15%, а средний показатель среди стран Западной Европы 12,8%.
Как Китаю удалось так быстро развить e-commerce?
Еще десять лет назад доля онлайна в общем объеме розничной торговли в США и Китае была почти одинаковой (4,9% и 5,0% соответственно). Вскоре после этого доля e-commerce в Китае резко выросла по ряду причин.
-
Появление Alibaba. Революционная и простая в использовании платформа для онлайн-торговли дала потребителям доступ к практически любым товарам, а также предлагала быструю доставку. Вскоре другой маркетплейс, JD.com, повторил успешную формулу Alibaba, предоставив еще один массовый и простой вариант совершения покупок, привлекая новых потребителей.
-
Инновационные цифровые платежные системы Alipay от Alibaba и WeChat Pay от Tencent, на годы опередили своих западных конкурентов с точки зрения доступности, простоты использования и скорости, с которой они стали основными способами оплаты услуг и товаров.
-
Надежность онлайна и удобство возврата средств и товаров. Клиентам не хватало этого в офлайне, где их также не устраивал сам опыт покупок.
-
Практически неограниченное предложение недорогих услуг доставки, предоставляемых миллионами китайских рабочих-мигрантов, позволило таким компаниям, как Alibaba и JD.com, осуществлять доставку в тот же день в любую точку страны по низким ценам.
-
Культура мобильной коммерции, основанная на смартфонах, существовала с самого начала благодаря этапу экономического развития Китая и тому факту, что большинство покупателей пропустили эпоху ПК и сразу "нырнули" в онлайн через мобильные устройства. Китайская культура мобильной коммерции по-прежнему очень актуальна. По данным eMarketer, в этом году 83,1% операций в онлайне в Китае будут совершены через смартфоны.
Благодаря раннему и быстрому развитию, а также большому количеству населения, Китай сегодня далеко опередил мир с точки зрения проникновения e-commerce. Несмотря на то, что США по-прежнему опережают Китай по общему объему розничных продаж ($5,506 трлн против $5,130 трлн в 2020 году), в этом году Китай может опередить США почти на $2 трлн.
Что сейчас движет ростом e-commerce в Китае?
-
Социальная коммерция (торговля через соцсети). По оценкам eMarketer, в прошлом году социальная коммерция в Китае выросла на 44,1%, а в этом году вырастет еще на 35,5% и достигнет $363,26 млрд. Для сравнения, в США в этом году она достигнет всего $36,09 млрд.
-
Мини-аппы в WeChat (приложения, весом до 10 мегабайт с упрощенным интерфейсом и ограниченным по сравнению с нативными приложениями набором функций; предлагают те же сервисы, что и обычные приложения: совершение покупок, заказ еды, аренду транспорта, развлечения и многое другое — но существуют только внутри WeChat). Они оказались чрезвычайно популярными как среди продавцов, так и среди потребителей. Как только WeChat реализовал вариант мини-апп, в Китае начался настоящий бум социальной коммерции. По данным различных СМИ, в прошлом году с помощью этих программ было потрачено $200 млрд.
-
Pinduoduo. Маркетплейс предоставил возможность покупок в сельской местности и сделал это более эффективно, чем любая другая платформа, как с точки зрения как покупок, так и продаж. Это помогло маркетплейсу стать четвертой по величине e-commerce компанией в мире.
-
Прямые трансляции в соцсетях для продаж. Стримеры используют ресурсы e-commerce гигантов Alibaba и JD.com, которые проводят обучающие курсы, упрощают интерфейс приложений и берут на себя логистику в обмен на процент от продаж.
-
Коронавирус. Поведение потребителей изменилось из-за пандемии. Покупки продуктов в онлайне резко выросли из-за ограничений, и эта тенденция может остаться в дальнейшем.
Что дальше?
Прогнозируется, что в 2022 году онлайн вырастет на 11%, а его доля в общем объеме розничной торговли достигнет 55,6% и превысит порог в $3 трлн. Однако два фактора могут повлиять на стремительный рост онлайна. Первое — в ближайшие годы общий рост общих продаж в Китае будет гораздо более ограниченным, чем в последнее десятилетие, поскольку экономика Китая в новом десятилетии будет отличаться от того, что было в 2010-х.
Источник: eMarketer
Перевод: Людмила Будина