Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
''Магазин без кассиров – это однозначный тренд, и он наступит намного быстрее, чем онлайн'', – Сергей Войцеховский, соучредитель сети "Коло"
Сергей Войцеховский, соучредитель "Коло", фото: rau.ua
Сеть магазинов у дома "Коло" существует на рынке Украины с 2017 года, но уже насчитывает 200 магазинов. Сергей Войцеховский, в ходе RAU summit, который прошел 9 декабря 2020 года, рассказал о стратегии развития сети, что сдерживает экспансию и почему тренд диджитализации наступит быстрее, чем тотальная онлайн-торговля. Приводим основное.
Сергей – член совета директоров BGV Group (конечный собственник – Геннадий Буткевич, совладелец сети "АТБ-маркет") отвечает в компании за развитие сети "Коло". Также он является сооснователем "Коло".
Стратегия
"Коло" – это удобный магазин, convenience store, в формате до 100 кв. м., с ассортиментом 2000 SKU. Магазин покрывает всю потребность в продуктах питания и в товарах первой необходимости. Мы формируем культуру, когда для человека фактор времени, особенно в больших городах, таких как Киев, превалирует над фактором цены.
"Коло" – не самая дешевая сеть с точки зрения цены одного товара внутри магазина. Но если вы поразмыслите на эту тему более системно и прикинете, сколько вам нужно потратить денег на то, чтобы добраться до большого гипермаркета, чтобы осуществить покупку, вы придете к выводу, что вам более выгодно сделать ее в "Коло". Выгода не формируется исключительно из прямых финансовых затрат. Время – это один из немногих ресурсов, который есть у людей и который невозможно восполнить.
Такую нишу всегда в Украине занимали нецивилизованные розничные форматы: гастрономы, небольшие ларьки. Но организованная розница дает совсем другой уровень сервиса.
Мы – очень молодой бизнес, который начал свою работу 3 года назад. Нам удалось создать эффективный формат для импульсной покупки.
Компания постоянно находится в поиске и переосмыслении своих бизнес-модели, бизнес-роли, сервисной модели.
Сейчас мы хотим сместить роль своего формата в пользу ежедневной покупки. Мы понимаем, что определенные вещи мы можем сделать лучше, особенно в таких категориях как молочная продукция, мясная гастрономия, товары ежедневного спроса. Именно в них мы улучшаем ассортиментно-ценовые предложения, чтобы создать магазин, в который человек хочет прийти не потому, что он что-то забыл купить, а потому, что у нас есть то, что ему нужно, и этого нет у другого.
С точки зрения ассортиментных матриц у нас существует два кластера магазинов: "у дома" и "на потоке". В каждом из кластеров есть подкластеры, которые отличаются по ценовому сегменту, ведь у нас есть магазины в более респектабельных районах, а есть – в депрессивных жилых массивах. Мы стараемся работать системно и максимально кастомизированно, чтобы удовлетворить конкретного клиента в конкретной зоне.
Экспансия
По результатам 2020 года мы будем лидером в Украине по количеству открытых магазинов. Залогом поддержания такой экспансии является эффективная бизнес-модель, достаточно высокий уровень экспертизы и автоматизации процессов, связанных с экспансией. По нашим внутренним стандартам, от момента подписания договора до открытия магазина проходит две-три недели в зависимости от строительно-монтажных работ. В принципе, для того чтобы оборудовать магазин и наполнить его товаром, нам нужно несколько дней, иногда даже часов. В основном, большую часть времени занимают строительно-монтажные работы и оснащение. Но мы не считаем это грандиозным успехом, потому что наши планы существенно больше. Мы ищем пути, каким образом можно было бы открыть больше магазинов.
Проблемой номер один является ограниченное количество подходящих локаций для нашего развития. Что я имею в виду? Магазинов или локаций с площадью до 100 кв.м. немало. Но на деле начинаются сложности. По строительным нормам нам нужно 25 кВт электроэнергии, а таких помещений уже значительно меньше. Увеличение подачи электроэнергии, особенно в центральной части города, – большая проблема. Вторая проблема – это уровень зрелости рынка недвижимости, потому что нам приходится иметь дело с индивидуальными владельцами, физическими лицами. Эти люди, как правило, не очень системные и они привыкли смотреть на аренду, как на краткосрочную и короткую сделку, а для нашей компании очень важно иметь длинный договор, потому что мы зашли в большой и длинный бизнес, соответственно, мы не идем на подписание короткого договора.
Тренды потребления
Мы наблюдаем тренд – это уменьшение количества чеков и увеличение величины среднего чека. Я хочу подчеркнуть, что это не уменьшение количества покупателей, а именно чеков. Это свидетельствует о том, что люди стали реже приходить в магазин, но они стали покупать больше.
Работа с локальными поставщиками
Сеть концептуально больше подходит для небольших поставщиков, чем для глобальных. Почему? Мы не очень хотели бы конкурировать одними и теми же товарами с уже существующими сетевыми операторами. С другой стороны, мы верим в то, что рынок будет развиваться по аналогии с европейскими странами, и это будет формировать класс средних небольших производителей. Мы на них и делаем определенный упор. Мы создали API, которые позволяют именно небольшому производителю работать с нами. Мы рассчитываем на меньший объем и, соответственно, пускаем небольшие компании к себе в ассортимент. Мы не берем с небольших производителей дополнительные платежи и достаточно гибкие, насколько это возможно, чтобы работать с ними.
Онлайн и диджитализация
В этом году практически все на рынке запустили какие-то онлайн проекты. "Коло" – не исключение, мы тоже начали тестирование, запустили один магазин с собственной доставкой, взяли курьеров, начали разрабатывать мобильное приложение. С другой стороны, емкость этого рынка на данный момент для grocery очень маленькая. Это могут подтвердить все коллеги по цеху, что сейчас на этом рынке никто не зарабатывает. Даже в мире в сегменте продуктов питания сейчас ещё никто не зарабатывает.
Онлайн – это точно продукт будущего. Мы, с одной стороны, держим руку на пульсе, контролируем и смотрим за трендами, формируем in house-экспертизу по данному направлению. С другой стороны, мы считаем, что это абсолютно автономный бизнес и считаем, что успешно им занимается тот, кто занимается профессионально.
Диджитализация. Мы тестируем технологию самообслуживания. Магазин полностью без кассиров – это однозначный тренд. Считаю, что он наступит намного быстрее, чем тренд онлайна. Потому что здесь есть прямая экономия затрат. Labor costs (затраты на зарплатный фонд, – ред.) растут во времени, а технологии становятся более доступными. То есть, за счет пересечения доступных технологий и роста цены на человеческий труд в определенный момент наступит прямая экономия, которая будет внедряться и масштабироваться. Поэтому верю в то, что это вопрос будущего, может, для Украины не ближайшего будущего.
Однако диджитализация, автоматизация, онлайн и так далее – это всего лишь инструменты, с помощью которых может достигаться результат. Поэтому надо фокусироваться и концентрироваться, в первую очередь, на стратегии и на собственном видении.
Сценарное планирование
В конце января этого года я был на международном экономическом форуме в Давосе. Тогда уже активно бушевала пандемия в Китае. При этом умы экономического форума угрозу пандемии и мирового кризиса, вызванного пандемией, поставили на 9-е или 10-е место после угрозы терроризма, финансового кризиса и так далее. Это говорит о том, что люди, в принципе, не умеют предвидеть будущее и никогда, скорее всего, этому не научатся. Поэтому самый лучший совет или рекомендация – это быть готовым к разным сценариям. Мы должны быть готовы к тому, что пандемия закончится быстро, но также и к тому что карантин продлится ещё год-полтора. Когда вы готовы к разным сценариям – вы, по сути, застрахованы от небольшого до существенного кризиса.