Онлайн поневоле: как в Испании рынки, мелкие поставщики морепродуктов и рестораны освоили интернет во время пандемии

20.11.2020
495

Рыбный рынок в городе Бланес в Испании. Фото: travel.tochka.net

Из-за того, что привычки потребителей во время карантина сильно изменились, даже компаниям из традиционно офлайновых сфер пришлось экстренно осваивать азы электронной коммерции. К примеру, в Испании в e-commerce подались даже продовольственные рынки и перекупщики морепродуктов. Об этом пишет издание РБК со ссылкой на материалы Bloomberg Businessweek.


Раньше каждый будний день Хуан Мануэль Каро Маркес отправлялся в городок Аямонте на юге Испании. Там он озвучивал свою цену за улов дня и возвращался оттуда с большим запасом свежих морепродуктов, которые потом продавал местным рестораторам.

Но в середине марта ради борьбы со распространением COVID-19 в Испании ввели жесткие карантинные меры. Так что больше предприниматель не мог проезжать по 350 км ради того, чтобы доставить морепродукты с Атлантического побережья. Впервые за 30 лет работы рыботорговцем Каро Маркес проводил утро дома в Малаге, а цену на креветок и лангустинов он теперь назначал на специальном онлайн-аукционе рыбного рынка.

Несмотря на то, что Испания постепенно ослабляет ограничения, Каро Маркес продолжает два дня в неделю работать из дома. Так удается сэкономить примерно 20 часов, которые пришлось бы потратить на дорогу. Торговец так увлекся e-commerce, что теперь работает над собственным сайтом, который поможет ему продавать рыбу напрямую покупателям. "Наступило время принципа "Осваивай инновации или умри", – объясняет Каро Маркес. – Нынешний кризис станет тем самым толчком, который был нужен людям, чтобы выйти в онлайн. Мы в этом плане на годы отстаем от США".

Кризис сейчас особенно опасен для предприятий в Испании, где четыре из пяти компаний малого и среднего бизнеса не приспособлены к продажам в онлайне. По данным Euromonitor International, в прошлом году сумма онлайн-покупок на душу населения составлял $275. Для сравнения, в Германии этот показатель достигает $813, а в США – $1 500.

Дополнительный стимул

В Испании и других странах материковой Европы вспышка коронавируса дала дополнительный стимул тем, кто сомневался, стоит ли выходить в сферу e-commerce. По данным Eurostat, в Евросоюзе только 17% компаний со штатом до 249 человек продают что-то в онлайне. Чтобы ускорить переход, европейские власти направили часть средств, выделенных на поддержку экономики, на развитие искусственного интеллекта и сети 5G. "Чтобы компании стали более конкурентоспособными, сейчас нужно непременно инвестировать в их цифровизацию", – отмечал в мае вице-председатель Европейского Центробанка Луис де Гиндос.

Для Европы особенно важно сохранить малый бизнес. В 93% европейских фирм работает менее девяти человек, в США доля предприятий со столь же небольшим штатом составляет 80%. И чем больше компаний попадет под удар, тем тяжелее будет экономический кризис. По прогнозам Международного валютного фонда, экономика Европы упадет на 7,1%, то есть больше, чем в каком-либо другом регионе.

Во время пандемии многие были вынуждены остаться дома. А из-за норм социального дистанцирования многие, возможно, еще долгое время не будут совершать покупки, как прежде. Но у компаний, присутствующих в онлайне, в этой ситуации есть преимущество. Экономисты Центрального банка Испании подсчитали, что за время карантина доля онлайн-покупок выросла с 15 до 22%.

Ставка на молодое поколение

Каро Маркес говорит, что раньше никогда не думал о том, чтобы покупать продукцию рыбного рынка через онлайн-аукцион. Ему казалось, что это лишит его главных преимуществ – возможности поговорить с рыбаками и лично оценить вид креветок и лангустинов.

Алонсо Абро, управляющий рыбным рынком в Аямонте, говорит, что большинство клиентов мыслили похожим образом, и именно по этой причине он не очень-то рассчитывал на онлайн-продажи до пандемии. "Мир рыбного рынка очень традиционен. Тут бизнес по несколько поколений передается от отца к сыну, – отмечает он. – Очень сложно изменить существующие правила и внедрить новые технологии".

Тем временем компании, которые освоили онлайн-формат, могут привлечь более молодую аудиторию и легче перенести рецессию. Инвестиции в e-commerce также могут способствовать росту продуктивности (ранее в Европе этот показатель увеличивался довольно медленно).

Манел Родригез, который помогает управлять более чем дюжиной продовольственных рынков в Барселоне, еще до вспышки COVID-19 предупреждал торговцев, что они могут потерять целое поколение молодых потребителей, если не освоят e-commerce платформы.

Во время пандемии продажи четырех рынков, у которых уже был опыт цифровых продаж, подскочили на 15% по сравнению с прошлым годом. Главной причиной роста стали онлайн-заказы, которые, в частности, делали молодые семьи, в обычное время закупавшиеся в супермаркетах или регулярно посещавшие рестораны.

Тем временем продавцам 12 рынков, у которых не было опыта в e-commerce, пришлось искать способы продавать свои товары по телефону или через WhatsApp, а также подключаться к существующим платформам, которые брали комиссию в размере от 12 до 35%. В итоге выручка была гораздо меньше. "Муниципальные рынки, которые раньше не делали ставку на онлайн-торговлю, пожалели об этом, объясняет Родригез. – Все знали, что цифровизация затронет и продовольственный сектор, но никто не думал, что так быстро".

Родригез говорит, что он не ожидает радикального изменения в поведении покупателей из Барселоны. Клиенты более старшего возраста успели удивить всех тем, как быстро они переключились на покупки в онлайне. Но как только все ограничения будут полностью сняты, они наверняка снова отправятся на рынки. Многие из людей в возрасте живут одни, и поход за хамоном и свежими овощами – для них важная часть социальной жизни.

Тем не менее Родригез полагает, что молодые потребители, познакомившиеся с атмосферой продуктовых рынков, могут продолжить покупать там продукты. Те рынки, которые уже ощутили преимущества выхода в онлайн, теперь продолжают развивать свои e-commerce платформы. "У нас появилась возможность посоперничать с Amazon, – говорит Родригез. – Раньше все думали, что такие попытки обречены на провал".

Во многих семейных компаниях Испании и других стран Европы кризис заставил молодое и более технически подкованное поколение взяться за дело. В Манльеу, городке в часе езды на север от Барселоны, Клара Бужонс за пару недель сделала сайт для ресторана своих родителей. Так она могла быть уверенной, что у них будут заказы во время карантина, да и позже, когда из-за норм социального дистанцирования ограничат количество посетителей, им не придется бедствовать.

"Если мы не сделаем это сейчас, то не сделаем никогда", – сказала 22-летняя Бужонс своим родителям. В итоге дела у L’Origen, известного паэльями, которые готовит отец Клары, шли несколько лучше, чем ожидалось. "Не так хорошо, чтобы закричать "Вау!", но всему свое время", – говорит девушка.

Одна из проблем заключается в том, что в Манльеу, где проживает менее 21 тыс. жителей, не работают такие приложения доставки, как Deliveroo, Uber Eats и Glovo. Так что люди просто не привыкли заказывать еду онлайн.

Но, как рассказывает Бужонс, три года назад, когда она жила в Барселоне, доставка еды и там не пользовалась особой популярностью. Однако все изменилось буквально в один день. "Я даже помню, как подумала: "Что это еще за мопеды?"" – говорит она.

"Все меняется очень быстро, – добавляет Бужонс. – Нельзя отказываться от новых возможностей".

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5ee794fc9a79471d30f2be3c

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.