Как АЗС зарабатывают на нетопливном направлении

16.11.2020
1748
Как АЗС зарабатывают на нетопливном направлении

В Европе на нетопливное направление приходится около 40% от общего оборота АЗС. В Украине средний показатель по рынку находится в пределах 20-30%, у некоторых игроков он доходит до 40%. Что приносит больше прибыли компаниям и какие у них планы по развитию этого направления, разбирался Retailers.


В Европе сети АЗС развивают нетопливное направление (non-fuel) достаточно давно. Этот формат стал настолько привычным пользователям, что воспринимается, в первую очередь, как один из видов ритейла, а не дополнительных услуг к покупке бензина.

В Украине АЗС начали развивать non-fuel в 2007 году. Они открывают магазины, рестораны и кафе под собственным брендом. McDonald’s пытался сотрудничать с АЗС, открыв в 2018 году одно заведение на заправке Klo в Киеве. О других открытиях в компании не заявляли. По данным Shell на начало 2018 года, доля нетопливного направления крупных АЗС в Украине (Оkko, Wog, Klo и Shell) составляла 20%. Гендиректор Shell Retail Ukraine Петер Керекдярто заявлял, что в странах Центральной и Западной Европы nonfuel-оборот составляет 30-40% от общего оборота АЗС.

В Socar Energy Ukraine отметили, что сейчас доля нетопливного ритейла у их сети составляет 37-40%. “В сегменте нетопливных продаж возможно достижение гораздо большей маржинальности”, – поясняет руководитель дирекции управления магазинами Wog Павел Шибаев интерес АЗС к non-fuel. Развитие нетопливного направления позволяет максимально эффективно использовать ресурсы АЗК: торговые площади, задействованных сотрудников, административные и технические ресурсы.

Не только кафе, рестораны и магазины

Большая доля продаж non-fuel приходится на заведения питания и магазины при АЗС. У Wog на долю продаж магазина и кафе приходится 20%, у UPG – 12%. Но есть и другие направления. В зависимости от того, где находится АЗС (в городе или на трассе), от ее структуры трафика в ней может работать химчистка, почтоматы, обменник валют, банкомат или может быть доступна услуга снятия наличных на кассе. АЗС Wog начал сотрудничать с "Розетка" и выдает заказы на своих заправках. На Бориспольской трассе в Киеве на заправке Socar, которая работает по пути в одноименный международный аэропорт, есть услуга упаковки багажа и онлайн-табло с расписанием рейсов.

При выборе АЗС клиенты часто ориентируются не только на цену топлива, но и на комфорт, говорят игроки топливного рынка. "Мы изначально развивали сеть, основываясь на принципе, что АЗС – это больше, чем место для заправки автомобиля. Это настоящий торговый центр в миниатюре", – говорит руководитель направления PR и коммуникаций Socar Energy Ukraine Яна Лестева. Сейчас фирменные маркеты действуют на всех 55 АЗС сети, а кафе  — на 36 из них.

Павел Шибаев из Wog говорит, что 85% клиентов их сети не только заправляются, но и покупают на АЗС дополнительные товары и показатель конверсии топливных чеков в не топливные, превышает 100%. Сейчас у этой сети более 400 АЗС, из них в 376 работают магазины Wog Market и в 367 – Wog Cafe, еще 19 работает за пределами АЗС. В частности, 14 кафе находятся в поездах “Интерсити” и “Интерсити+”, 4 – в аэропортах Киева, Львова и Одессы и 1 кафе в формате городского заведения во Львове. Сеть “Окко” тоже развивает за пределами своих АЗС рестораны паназиатской кухни Meiwei. Их уже 4 в Киеве, говорится на сайте сети ресторанов.

Сети АЗС не планируют останавливаться на достигнутом. В Socar, Wog и UPG планируют увеличить долю нетопливного направления в общем показателе продаж. В Wog и UPG  – до 30%.

Автор: Леся Панченко

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.