Какая роль в крупнейшем маркетплейсе "Розетка" у его соосновательницы Ирины Чечеткиной. Forbes

05.10.2020
1456

Фото: из Facebook

Издание Forbes в Украине написало материал о бизнесе крупнейшего в стране маркетплейсе "Розетка". В нем делается акцент на соосновательнице компании – Ирине Чечеткиной, супруге Владислава, которая до этого не давала интервью.

Мы выбрали из материала коллег те моменты, которые касались Ирины, а также новые факты, которые до этого не были широко известны.


Елена Кошарная, основательница и гендиректор фонда Horizon Capital, который в 2015 году купил долю в "Розетке", хвалит компанию за редкостную комбинацию стратегического видения и операционной эффективности. Одна из причин — удачное распределение сфер ответственности между собственниками компании – супругами Ириной и Владиславом Чечеткиными.

Выпускница Межрегиональной академии управления персоналом Ирина занимается операционной частью в компании, также на ней отношения с поставщиками и логистика. Владислав отвечает за стратегию и маркетинг. "Меня, как и раньше, интересует бизнес. На данном этапе я не представляю жизни без него", – говорит Ирина.

"Без Ирины в компании ничего не происходит, – рассказывает на условиях анонимности бывший топ-менеджер интернет-магазина. – Она – жесткий менеджер, с ней сработается не всякий". Благодаря этому качеству и контролю со стороны Ирины компания хорошо управляется и быстро двигается, говорит бывший подрядчик "Розетки", который просил не называть его имени в статье. "Они могут не правильно прочитать, и если обидятся, то идут на принцип и прерывают общение", – поясняет он.

Пример быстрого режима – в 2017 году за месяц был открыт магазин на 7000 кв.м. на Петровке по проспекту Бандеры. За это время в помещении был сделан капитальный ремонт и установлено оборудование. В 2017 году продажи "Розетка" выросли на 40% к 2016 году, а рынок e-commerce вырос в среднем на 31%.

С 2014 года, когда "Розетка" начала работать по бизнес-модели маркетплейса, доля сторонних продавцов в продажах компании, по словам Чечеткина, выросла до 40%. Комиссия маркетплейса составляет от 3% до 25%, в зависимости от розничной цены товара. По словам Чечеткина, размер комиссии зависит от категории товара и от затрат "Розетки" на его продвижение.

В 2012 году бизнесмены могли потерять компанию. Тогда налоговая милиция на 31 день заблокировала склад компании. Ирина рассказала, что после разговора с ней налоговый милиционер навел на нее пистолет и передернул затвор. "Наверное, увидел во мне какую-то угрозу, после того как я перечислила основания, почему они не имеют права проводить обыск", – вспоминает Ирина. Владислав Чечеткин передает слова Ирины, которые она тогда сказала как-то вечером: "Что ты переживаешь? В конце концов бросим все и поедем". На следующий день Владислав заявил налоговой милиции, что они могут забирать компанию. Уголовное дело закрыл суд за отсутствием состава преступления, говорит Чечеткин.

"У Ирины хорошая интуиция, – говорит бывший топ-менеджер "Розетки". – Иногда решения, которые она принимает, кажутся нелогичными, но в итоге она оказывается права". В статье приводится пример, как в 2016 году супруги выбирали склад для покупки. Вначале смотрели на склад практически на 25 000 кв.м., который бы покрыл текущие потребности. Но Ирина увидела по соседству склад площадью 49 000 кв.м. и решила, что нужно купить его – под будущий рост.  "Этот не хочу, купи тот, – вспоминает слова супруги Владислав. – Мы прошли все стадии – от гнева до согласия, и  конце концов я нашел способ купить этот склад". В итоге за пару лет компания использовала 100% его площадей.

Одна из сильных сторон маркетплейса – сфокусированность ее основателей, говорит Елена Кошарная из Horizon. Ритейлер выводит новые категории после того, как достиг лидерства в сегменте, в котором уже работает. Например, так было с техникой, игрушками и одеждой. Ирина Чечеткина старается контролировать все сама. При параллельном запуске нескольких категорий это было бы невозможно.

В 2020 году компания начала продавать продукты, воспользовалась резким скачком спроса в  других категориях – фитнес, товары для творчести, настольные игры. По итогам I полугодия выручка компании составила практически столько же, сколько за 2019 год (доход, по данным "СПАРК-Интерфакс", составил 12,2 млрд грн). В период с марта по август среднемесячный трафик на rozetka.com.ua составил 44,76 млн заходов, против 38,3 млн за анологичный период прошлого года. Это по данным SimilarWeb.

Продажа доли

Свои доли в бизнесе Ирина и Владислав не оформляли, пока не решили привлечь инвестора. В 2015 году долю в маркетплейсе купила компания Horizon Capital. В дальнейшем фонд имеет право продать всю компанию, если не найдет покупателя на свою долю.

В 2018 году "Розетка" купила EVO Group. Пакет акций сооснователей Тараса Мурашко, Николая Палиенко, Дениса Горового трансформировался в долю в объединенной компании.

В материале Forbes приводится структура акционерного капитала, согласно кипрскому госреестру: 39,8% акций компании-собственницы "Розетка", принадлежит супругам Чечеткиным (они же указаны бенефициарами), 18,9% – Horizon Capital, 4,5% – основателям EVO Group, а еще 1% принадлежит неизвестному акционеру – компании Glol-Trading Ltd. Остаток капитала не распределен. Владислав Чечеткин утверждает, что структура собственности другая, при этом не называет конкретных цифр, ссылаясь на договор о конфиденциальности.

Источник: Forbes

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.