Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
"Надеяться на большой рост всего онлайна из-за закрытия офлайна не стоит", – сооснователь EVO Николай Палиенко о прогнозах для рынка e-commerce
Фото:
Ресурсы входящие в ГК EVO – видеоканал Prom.ua и сайт EVO.Business – опубликовали блиц-интервью с сооснователем группы компаний Николаем Палиенко, в котором он рассуждает о влиянии вспышки вирусной инфекции COVID-2019 на рынок e-commerce. По его ожиданиям, онлайн-сегмент розничного рынка Украины может вырасти, при оптимистических прогнозах, на 30-40%.
В видео-интервью есть моменты, которые не вошли в печатную версию и наоборот. Приводим самое основное.
Рынок e-ommerce в Китае во время карантина. В Китае e-commerce занимал до карантина больше 25% от всего ритейла. Китайцы привыкли покупать в интернете. Так что во время нынешнего кризиса заказы в интернете в Китае еще выросли, вырос показатель бесконтактная доставка до дома.
Общий объем продаж онлайн и офлайн сократился в Китае за январь и февраль 2020 года на 20,5%. При этом проникновение e-commerce росло за счет продуктов питания, а одежда сократилась на 18%, электроника – на 30%. Общий спад ритейла зацепил и онлайн. Поэтому надеяться на большой рост всего онлайна из-за закрытия офлайна не стоит.
Украинский e-commerce. Текущие карантинные меры позволяют электронной коммерции существовать. Во время этого кризиса люди начнут больше покупать онлайн – на Prom.ua уже сейчас немного увеличилось количество заказов. Выросли категории, связанные с гигиеной и товарами для досуга. Немного просели товары, покупку которых можно отложить. В других проектах EVO немного упал интерес к одежде и к услугами домашних мастеров. Но не критично. Реальную картину увидим через несколько недель, сейчас на рынке шоковое состояние.
Но сейчас переломный момент, люди приспосабливаются к новому образу жизни – многие перешли на удаленную работу, в Киеве не работает метро. Через несколько недель потребление поменяется и популярными будут другие категории.
Очевидно, что если закрыли огромное количество офлайн-магазинов, люди пойдут покупать в онлайн.
Непонятно только, что будет с покупательской способностью населения, перейдут ли люди на режим экономии и покупку только самого необходимого.
Мы наблюдаем за ситуацией. В Китае e-commerce в целом не просел. В Италии у маркетплейсов и интернет-магазинов тот же трафик, что и до кризиса. В США Amazon объявил, что набирает новых сотрудников.
Скорее всего, e-commerce замедлится, но не так сильно, как остальной ритейл.
Логистика. Если сценарий будет средне-пессимистичный, доставка даже вырастет в объемах. Точно вырастет доставка до двери. Но ее сложно быстро масштабировать – многим продуктовым сетям сейчас не хватает курьеров. Возможно, за кризис люди привыкнут покупать так, и после него это останется привычкой.
Прогнозы по росту рынка e-commerce. Можно ожидать небольшой рост в заказах на 30-40% за счет перетока покупателей из офлайна в онлайн. Вопрос в наличие спроса. Ситуация динамично меняется, могут быть и негативные сценарии.
95% сотрудников EVO (всего их больше 1000) перешли на удаленную работу. Объяснили сотрудникам, что карантин – это не отпуск, а другой вид работы. Спасает видеосвязь, даем обратную связь. Пока проседаний в эффективности работы не видим. Задача сейчас – сохранить бизнес-процесс.
Для покупателей и продавцов с точки зрения сервиса ничего не поменялось.
Работа в кризис. Нужно искать возможности остаться на плаву, а не сдаваться. Электронная коммерция – один из самых быстрорастущих сегментов в Украине. Здесь эти возможности будет находить проще, чем в других нишах.