Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
«Чем дольше думаешь, тем больше сомнений», — Ольга Соловей, URE Club
Предприниматели — настоящие «крепкие орешки». Именно поэтому мы так назвали наш новый совмесный проект с Lenovo, в котором предприниматели от первого лица рассказывают, как это — строить бизнес с нуля
Ольга Соловей — соучредитель «Украинского клуба недвижимости». Это профессиональная организация, которая работает по бизнес-модели закрытого клуба с членскими взносами. Ее компания объединяет локальных и международных представителей рынка недвижимости Украины. Ольга Соловей также владеет двумя медиа-бизнесами: порталами Property times и 3m2, и маркетплейсом в сфере коммерческой недвижимости nedvizhka.ua. Она уверена, что в бизнесе важно меньше раздумывать и больше делать. Правильных или неправильных решений не существует — бывают только решения и их последствия.
В 2008 году мой основной партнер выступил инициатором создания «Украинского клуба недвижимости». Мы собрались вчетвером, обсудили бизнес-модель, договорились о зонах ответственности. На тот момент это был новый формат для Украины, и аналогичных примеров на рынке не было. Наша идея была в том, чтобы дать первым лицам компаний площадку для регулярного общения. Мы — молодые, амбициозные ребята, которые искали новую нишу, близкую абсолютно всем основателям. Тогда такой нишей оказалась недвижимость. Я на то время проработала два года журналистом Commercial Property.
Некоторое время как для меня, так и для других основателей, клуб был побочным проектом, и я оставалась работать наемным сотрудником в компании. Однако идея была настолько хороша, что не хотелось, чтобы кто-то другой ее реализовывал.
Мы строили бизнес без понимания того, когда он будет приносить прибыль. Сергей Гайдайчук, идейный вдохновитель Клуба, тогда говорил: “С деньгами могут все, а вот без денег — только лучшие”. Начинали без денег и не понимали, как быстро начнем зарабатывать. Даже решение оформить юридическое лицо пришло не сразу. Первое время все задачи выполняли усилиями собственников. Например, первый сайт делала я. Мне приходилось договариваться с гостиницами, печатать баннеры, приглашать гостей, заказывать еду. Партнеры на это все искали деньги.
Наша первая встреча клуба состоялась осенью 2008 года, как раз в начале финансового кризиса. Нас поддержали ключевые участники рынка, поскольку все понимали, что для отрасли наступил кризис. Всем нужна была площадка, чтобы понять, что происходит и какие могут быть последствия. Клуб давал им такую возможность.
В бизнес я полностью перешла в конце 2013 года. К такому решению меня подтолкнула ситуация, когда один из учредителей покинул проект, а директора нашего клуба переманила организация, которая стала развивать похожую платформу. Тогда возник вопрос: либо этим кто-то занимается, либо проект закрывается. Как раз был конец года, и нужно было принимать решение.
На сегодня «Украинский клуб недвижимости» объединяет более 60 компаний. Мы проводим не только мероприятия, но аккумулируем всю информацию по рынку. Наши участники инициируют встречи и темы, проводят дискуссии. За год мы проводим около 20 профильных мероприятий различного формата, из них два крупных международных. У нас есть партнеры из Грузии, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Азербайджана, которые регулярно приезжают к нам. Они хотят заимствовать опыт Украины, поскольку в нашей стране работают ведущие мировые компании, мы быстрее внедряем инновационные технологии и реализуем высококлассные проекты. Наш бизнес работает благодаря членским взносам и партнерам. Компании платят нам не за конкретные мероприятия, но за возможность поделиться опытом либо перенять опыт, узнать что-то новое, пообщаться, найти сотрудников или партнеров.
Два года назад появился мой собственный проект — информационный бизнес. Партнеры по клубу не захотели входить в медийный бизнес, и это направление я развиваю самостоятельно. Около двух лет назад было запущено Property times, В2В издание, которое связано с деятельностью клуба, а также 3m2 — это издание для покупателей, чтобы они видели ситуацию на строительном рынке. У нас одна редакция на два издания, в которой работает 6 человек, также мы привлекаем журналистов на аутсорсе. Медиапроекты уже на операционной окупаемости.
В планах — только агрессивный рост. Мы видим, что рынок растет и развивается. У клуба есть задача вырасти на 250% уже к концу этого года. Мы не хотим делать больше мероприятий, а делать их в том же количестве, но улучшить качество. Часть наших проектов перерастают Киев и становятся либо региональными, либо международными. Мы запустили nedvizhka.ua, платформу для коммерческой недвижимости, своеобразный olx для недвижимости.
Личная эффективность
Самая большая сложность в бизнесе — когда люди не отвечают за свои слова. Когда я перешла в управление бизнесом, была неприятно удивлена тем фактом, как много компаний, даже тех, которые кажутся очень солидными и надежными, позволяют себе не выполнять свои обязательства и не платить по счетам. Мы проводили свой первый форум в ноябре 2014 года. Это было достаточно дорогое мероприятие, и один из партнеров подтвердил, что он будет “единственным и самым лучшим”. А за 4 дня до мероприятия резко передумал. В срочном порядке мне пришлось искать достаточно большую сумму и только под свое личное слово удалось найти эти деньги. С долгами я рассчиталась, репутацией дорожу и свое слово держу. Как вывод — в таких случаях должен существовать план b, c, d.
Как собственный бизнес меняет жизнь.
Бизнес меняет мировоззрение и отношение к себе. Я бы рекомендовала начинающим предпринимателям брать и делать. Чем дольше думаешь — тем больше сомнений. Правильных или неправильных решений не существует — бывают решения и их последствия. Поэтому нет смысла долго думать, со всеми советоваться. У нас сегодня все так быстро развивается, что если ты свою идею не реализуешь, ее кто-то обязательно реализует.
Делать все самому невозможно, делегировать нужно научиться. Это навык, а не врожденный талант. Но без делегирования и доверия в бизнесе никак.
Ноутбук
Я пользуюсь ноутбуками ThinkPad SL500 с 2011 года. У нас весь офис оборудован этими моделями. Они служат нам почти 8 лет и мы заменяем их на более новые, но ThinkPad точно проверены временем и надежны в работе.
Проект создан при поддержке Lenovo и бренда для бизнеса ThinkPad
Автор: Александр Шокун
Фото: Анастасия Рожинская