«Мне нравится, что я могу оказывать влияние на окружающее пространство», — Кирилл Ткачев, шрифтовой дизайнер

16.05.2018
5699

Предприниматели — настоящие «крепкие орешки». Именно поэтому мы назвали так наш новый совместный проект с компанией Lenovo, в котором предприниматели рассказывают от первого лица, как это — строить бизнес с нуля

Кирилл Ткачев — шрифтовой дизайнер, каллиграф и сооснователь пространства Innerspace. Он зарабатывает тем, что создает с нуля шрифты для книг, навигаций в городе, рекламных кампаний: в общем, все то, что связано с текстовой частью. Он разработал шрифт для туристического брендбука Украины, из последних — фирменный шрифт для сети Comfy, а сейчас работает над шрифтом для украинских комиксов. Развитие бизнеса приводит к появлению новых ниш, таких как шрифтовой дизайн, и новых предпринимателей, таких как Кирилл Ткачев

Я — графический дизайнер, который специализируется на шрифтах.

Разрабатывать шрифты и делать логотипы я начал примерно в 2006 году, параллельно преподавал и работал в отделе полиграфии и дизайна в университете. Тогда я не мог себе позволить стать независимым шрифтовым дизайнером, нужно было прокормить и себя, и семью. В основном я, как и мои коллеги, проектировал шрифты, рассчитанные на зарубежных покупателей, прежде всего — из Америки. Количество внутренних заказов можно было сосчитать на пальцах одной руки.

Рынок шрифтового дизайна в Украине начал развиваться всего несколько лет назад. У меня появилось больше внутренних заказов, и в 2014 году я официально стал предпринимателем. Тогда же я уволился из университета и начал полностью работать на себя. Свой первый большой заказ — шрифт для туристического брендбука Украины — я получил от Департамента туризма.

С тех пор было несколько интересных заказов. Пару лет назад для детской книги заказали шрифт, это один из очень редких примеров. В прошлом году для города Днепра я вместе с моим коллегой Андреем Шевченко разработал шрифты для навигации. Сделал шрифт для Луцка, разработал текстовую часть логотипа Белой Церкви. Сейчас занимаюсь шрифтом для комиксов. Не так давно была опубликована работа для сети Comfy. Брендинговое агентство, которое делало для них рекламную кампанию, заказало мне оригинальный шрифт для нее. Все мною перечисленное — это значимое явление для Украины. Не всем локальным компаниям и чиновникам понятна важность шрифта.

Пример шрифта в рекламной кампании Comfy 

Источник фото минигалереи say-hi.me

Для крупных американских, европейских или японских брендов разработка оригинальных шрифтов  в порядке вещей. Им понятно, что хоть шрифт или логотип — это небольшой нюанс, но то, какими они будут, может напрямую отобразиться на продажах, формировании облика фирмы, восприятии бренда. Западные компании, которые делают для клиента оригинальные шрифты, могут разрабатывать их и год, и два. Очень много времени уходит на подготовительную работу, также они могут его долго тестировать, делать много начертаний. И всем этим занимается команда, а не один человек.

У меня есть два основных направления работы. Первое — это работа непосредственно с клиентом, второе — со студией или брендинговым агентством. С коллегами-дизайнерами работать гораздо проще. Если они обращаются, то, чаще всего, знают, чего хотят, ставят четко прописанную конкретную задачу и получают, соответственно, прогнозируемый результат.  В случае работы непосредственно с клиентом бывают сложности, особенно когда нет четкого задания, а все идет через общение, когда они думают одно, говорят другое и ожидают, что я их пойму.

Клиенту сложно понять специфику текстовой работы. Он может сказать: «А давайте поменяем форму вот этой буквы». Это небольшое изменение может поломать весь макет. Бывает сложно пояснить, что изменения невозможны в конкретном случае.

За все время работы с клиентами я вывел для себя правила, которым стараюсь следовать. Вопрос оплаты оговариваю сразу. Я работаю по предоплате. Заказ разбивается на несколько этапов. Сделав один этап, приступаю к следующему только после оплаты. После завершения заказа делаю презентацию клиенту. В презентации я поясняю, что эта работа была сделана конкретно для него, рассказываю, как она сделана и почему сделана именно так. Я объясняю заказчику, чем отличается работа, сделанная с нуля, от работы, проделанной на основе чего-то готового.

Ноутбук — мой основной рабочий инструмент. К новому ноутбуку Lenovo ThinkPad X1 Carbon еще не совсем привык. Я приобрел его пару месяцев назад, и некоторые особенности еще делают работу с ним необычной. Но то, что я хотел получить, я получил: ноутбук очень быстрый, мощный, легкий. Он приятный в обращении и работе.

Мы с женой Мариной развиваем в Луцке Innerspace, который изначально задумывался как коворкинг, но в итоге стал пространством для творчества и отдыха. На коворкинг в Луцке нет спроса. Мы снимаем помещение в центре города, и аренда пока составляет основную часть затрат. Innerspace любят за то, что он не похож на офисный центр или актовый зал. Мы сдаем площади в аренду под проведение мероприятий, лекций. Он еще не приносит прибыли, но потихоньку раскручивается.

Мне, человеку творческому, сложно в бизнесе. Нетворческая составляющая требует от меня дополнительных ресурсов, которые я не всегда готов выделить. Но в то же время, сравнивая работу в чьей-то студии и работу на самого себя, я выбираю второе. В своем деле совсем другой уровень мотивации и ответственности плюс свобода выбора заказов, рабочий график под себя.

Меня больше интересует рынок Украины, чем западный. Какой из них я буду затрагивать в большей степени, во многом зависит от случайности, от того, откуда будут поступать предложения. Но в целом мне бы хотелось работать на внутренний рынок: мне нравится и интересно то, что я могу оказывать влияние на окружающее пространство. Главное — видеть этот результат своими глазами.

Начинающим предпринимателям я бы посоветовал не бояться. Пробовать. Делать.

Проект создан при поддержке Lenovo и бренда для бизнеса ThinkPad

Записала: Вероника Гаврилюк

Фото: Анастасия Рожинская

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.