«Свое дело — это работать и менеджером по продажам, и бухгалтером, и маркетологом», — Валентин Низковолосов, «Соль и Перец»

14.04.2018
2831

Валентин Низковолосов

Предприниматели — настоящие «крепкие орешки». Именно поэтому мы назвали так наш новый совместный проект с компанией Lenovo, в котором предприниматели рассказывают от первого лица, как это — строить бизнес с нуля

Валентин Низковолосов отказался от большой зарплаты и стабильности ради собственного дела. В своей кейтеринговой компании «Соль и Перец» ему приходилось работать и менеджером по продажам, и бухгалтером, и маркетологом, и мыть посуду. Но игра стоит свеч. В прошлом году его компания обслужила 300 мероприятий, а средний чек составил 20 000 грн.

Когда мне в 2013 году предложили заняться кейтерингом, я даже не знал, что это такое, но сразу согласился. До этого год я пробовал продавать в интернете различные товары  от автозапчастей до детских колясок, но из этого ничего не вышло. Однако я не останавливался  все время находился в поисках идей для своего бизнеса. Еще в 2012 году, на старшем курсе университета, я понял, что хочу быть предпринимателем. Хотя тогда мог получать хорошую зарплату, работая в компании, которая занималась инженерными сетями. Во время учебы я подрабатывал в ней маркетологом, но уволился, чтобы организовать свой бизнес. Через время руководитель предлагал мне зарплату больше $1000, чтобы я вернулся к ним. На то время для студента без опыта работы это были огромные деньги. Но я решил рискнуть и начать свое дело.

Кейтерингом занимался мой друг Петя, который в определенный момент остался без бизнес-партнера. Фактически ему нужно было начинать бизнес с нуля. Когда я об этом узнал, я предложил свою кандидатуру в качестве партнера. Он согласился. Кейтеринг  это не доставка еды, как многие думают. Это доставка услуги в комплексе: кроме того что еду нужно приготовить и привезти, необходимо еще организовать обслуживание, накрытие столов, разнообразную посуду и инвентарь. Мы выполняем заказы по частным и корпоративным мероприятиям.

Я создал интернет-сайт, принимал заказы по телефону, искал новых клиентов, в общем был всем — менеджером по продажам, бухгалтером, маркетологом. Петя параллельно работал в ивент-компании и отвечал за наш бизнес в части выполнения заказа, закупки, приготовления и доставки еды. Все остальные люди, повар и официанты были на фрилансе. Когда поступал заказ, Петя покупал все продукты, которые мы завозили повару тете Оле на 10-й этаж соседнего дома. Когда лифт не работал, спускали всю еду на первый этаж по лестнице.

На старте бизнеса заказов было немного, в месяц 5–6, из них один постоянный заказчик  пейнтбольный клуб «Гепард». Тогда мы могли обслужить до 50 человек, но, как правило, их было меньше. Практически всю полученную прибыль мы реинвестировали в расширение бизнеса, покупку посуды, скатертей, фирменной одежды для официантов, оборудование. Себе оставляли зарплату 40005000 грн.

В 2014 году у нас начали появляться постоянные заказчики, несмотря на сложный период в стране. Мы наняли в штат шеф-повара, пейнтбольный клуб «Гепард» сдал нам помещение. По сравнению с 10-м этажом у тети Оли, это было намного лучше. В том году мы вышли на оборот 100 000 грн в месяц. В 2015 году мы переехали в новое помещение площадью 130 кв. м и постепенно обустроили его. Внешних вливаний у нас не было, все делали за свои деньги, полученные от бизнеса.

Последний год мы начали поглядывать на работу конкурентов, чтобы понимать, куда движется рынок. Конечно, нам есть куда еще расти. В прошлом году наш средний чек составил 20 000 грн, тогда как у других кейтеринговых компаний он был 80 000100 000 грн.

Чему я научился за все время развития «Соль и Перец»?

Находить компромисс с партнером. В определенный момент времени я хотел разделить бизнес с Петей. Предложил: или он выкупает мою долю, или я его. Мне казалось, что мы движемся в разных направлениях. В итоге после откровенного общения мы внесли некоторые коррективы и продолжили. Мы решили, что каждый будет концентрироваться на том, что его зажигает и в чем он силен. Если бы мы разошлись, компании, может, и не было бы.

Когда у тебя свой бизнес, нужно быть всегда на подхвате. Как-то у нас был заказ на 500 человек (до этого мы обслуживали до 250 человек), и мы не рассчитали с количеством мойщиков посуды. Пришлось самому подключиться и перемывать часть посуды, параллельно управляя процессом обслуживания. Исправлял свою же ошибку.

Когда поступает жалоба на нашу работу, я не следую сразу правилу «клиент всегда прав». Пытаюсь разобраться более полно в ситуации, услышать все стороны, и только потом делать выводы, принимать решения. Уже после того как у меня есть все факты на руках, общаюсь с клиентом.

Я следую правилу «хоть одну гривну, но заработать», даже если предоставляю услуги для своих друзей. Так поступаю и с другими. Мне не нужна большая скидка или бесплатная услуга, если она будет сделана спустя рукава. Должен быть инструмент — цена, — который позволит требовать сделать все как договаривались.

Не можешь сам — передай другому. Сложности роста — это проблема. Я стараюсь все время развиваться, держать руку на пульсе. Но в этом году я понимаю, что к концу года я исчерпаю свой ресурс знаний, и хочу нанять директора с опытом управления. А я пойду учиться и попробую новые направления для бизнеса.

Вот уже 7 месяцев у меня модель Lenovo ThinkPad t440p. Я его купил в довольно хорошей комплектации — с SSD, 8 Gb RAM. Мне нравится, что в нем матовый экран — на нем нет бликов. Покрытие корпуса удобное на ощупь, не скользит, на нем не остаются следы пальцев. Я всегда мобилен и всегда в работе со своим ноутбуком.

Проект создан при поддержке Lenovo и бренда для бизнеса ThinkPad

 

Автор: Вероника Гаврилюк

Фото: Анастасия Рожинская

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.