Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Андрей Бугрим, Montesoro coffee: «Однажды мне приснился страшный сон, что я вернулся в корпоративную среду»
Предприниматели — настоящие «крепкие орешки». Именно поэтому мы так назвали наш новый проект совместно с Lenovo, в котором предприниматели от первого лица рассказывают, как это — строить бизнес с нуля
Андрей Бугрим решил развивать свой бизнес после 14 лет наемной работы. Он ушел с нагретого, стабильного и защищенного места в неизвестность. И не жалеет. Сейчас он совладелец компании «Олинком» (ТМ Мontesoro coffee) по продаже кофе и кофемашин, параллельно занимается продажами украинских товаров из кожи на Amazon и Ebay. Он считает, что самое сложное в бизнесе — это сделать первый шаг
Свой бизнес я открыл в 37 лет, до этого проработав 14 лет в крупной телеком-компании «Киевстар». Ранее у меня были попытки заняться бизнесом, но, скорее, как хобби или дополнение к основной работе. В 2004–2005 году я купил кофе-автоматы, которые установил в Житомире. Потом появились еще несколько мелких бизнесов, в которых я выступал либо идейным вдохновителем, либо инвестором. Но это все было не всерьез, не на полную.
На наемной работе я достиг потолка и понял, что нужно что-то менять. Сразу же после этой мысли на одной из зарубежных конференций я познакомился с моим нынешним бизнес-партнером. Он тогда работал в дилерской компании. Мы разговорились и задумались, а почему бы нам не заняться совместным бизнесом по продаже кофе? От разговора до дела прошло два года. Все это время во мне созревало решение. Ведь, работая в большой компании, настолько привыкаешь быть ее частью, что невольно задаешься вопросом: «А есть ли жизнь за ее пределами?». Я рисовал себе сценарии исхода событий, в том числе не самых оптимистичных. Жалею ли я, что ушел? Ни разу. Наоборот, однажды мне приснился страшный сон, что я вернулся в корпоративную среду.
Официально наша компания открылась в 2014 году. Мы решили, что не будем конкурировать на полках магазинов, а будем продавать кофе через кофемашину. Каким образом? Не многие предприниматели могут позволить себе купить новую профессиональную кофеварку, стоимость которой порой составляет EUR12 000–15 000. Мы же предлагаем такую же машину, но б/у, по цене в среднем EUR 1500, плюс постоянные поставки нашего кофе со скидкой. Есть опция аренды кофейного оборудования. Конечно, мы были не первые на рынке, кто работал по такой схеме. Но мы были первыми, кто начал продавать суперавтоматы (выдача до 100 порций в час), в то время когда вся Украина пользовалась кофеваркой домашнего типа (5–7 порций в час). Сейчас, конечно, этим никого не удивишь. Конкуренция растет. Но мы отличаемся от других тем, что являемся специалистами в конкретном оборудовании. В этом сегменте мы лучшие в Украине и не прекращаем анализировать другие cферы. Все еще есть куда расти.
Не так давно мы выиграли тендер через ProZorro и открыли кофе-поинт в Главпочтамте Киева на площади 10 кв. м. При этом мы выслушали много обвинений в социальных сетях. К этому я был не готов. Нам говорили, что мы выиграли по договорняку, что мы родственники руководства «Укрпочты». От нас требовали подтверждающей документации, которая бы показала, что при такой стоимости аренды мы получаем прибыль. Я сначала искренне пытался всем отвечать, но потом перестал. Любителям «зрады» не нужны факты. Их интересует скандал. Отдельное спасибо хотел бы сказать сотрудникам «Укрпочты». Компания действительно меняется на глазах. Из этой ситуации я вынес урок — не нужно всем пытаться что-то доказывать. Бесполезное занятие. Доказывать нужно только себе, и делать это развиваясь.
Будьте открыты к новой информации. Наш кофе-поинт в Главпочтамте появился просто потому, что я увидел в Facebook объявление, что будет проводиться тендер, и подумал: почему бы не попробовать?
Бизнес на Amazon и Ebay
Параллельно с кофейным бизнесом в 2016 году я начал продавать на Amazon и Ebay товары из кожи украинского производства. Раньше у меня был опыт работы с маркетплейсом, только тогда я покупал на Ebay оборудование и продавал его в Украине, теперь с точностью до наоборот. Покупательная способность в стране низкая, в то же время мы можем производить качественный и относительно недорогой продукт. Я думал над вариантом покупки товаров в Китае, но рисков больше. Ты можешь оплатить товар, тебе пришлют хороший образец, но в итоге процент брака в поставке может быть очень высоким. Кто-то выбирает эту модель, я пошел другим путем.
Размер стартового капитала для этого бизнеса будет зависеть от модели продаж. Вы можете закупать товар большими партиями у производителей Китая или Украины, а можете работать с товарами категории handmade. В первом случае вам понадобится как минимум $2500, а во втором случае хватит и нескольких сотен долларов на производство товара и начало нормальной работы на маркетплейсе.
Многие считают, что для продаж в Amazon нужно только зарегистрироваться, а заказы уже посыпятся сами. Так не работает. Есть множество нюансов, к примеру, наличие отзывов покупателей о вашем товаре. Если их нет или они негативные, то товар продается плохо. Лучше заплатить за знания о принципах работы на Amazon специалисту. И лучше сделать это на старте. В свое время я потратил полгода на самостоятельное изучение специфики работы на Amazon. Не повторяйте моих ошибок.
В этом году я планирую углубиться в изучение международной торговли и запустить свой обучающий проект для украинских хендмейдеров и других производителей по выводу своей продукции на Amazon. Это будет услуга «магазин под ключ» на маркетплейсе.
Плюс этого бизнеса в том, что ты можешь работать откуда угодно, без привязки к локации. Главное, чтобы с тобой был ноутбук, например, я работал, находясь на Гоа или во Флоренции. Своим ноутбуком ThinkPad, который меня удовлетворяет и по размерам, и по производительности, я пользуюсь с 2014 года.
Небольшим украинским производителям советую поступать так, как сейчас поступают продавцы на Amazon. Они смотрят, какие товары на площадке лучше продаются, и придумывают, как их улучшить. Затем связываются с продавцом этого товара в Китае и договариваются о выпуске уже своего продукта под собственным брендом. Вы можете поступить так же: найти товар и понять, как его можно улучшить и самому производить.
Если не знаете, где продавать, продавайте на зарубежных маркетплейсах, том же Amazon. Рисков меньше, по сравнению с открытием собственного магазина, а если не знаешь, как, найди того, кто знает, и научись у него.
Советы тем, кто хочет начать свой бизнес
Начинайте. Это самый сложный шаг в бизнесе, поверьте. Главное — пробовать и делать.
Не изобретайте велосипед, а занимайтесь его улучшением. Выберите для себя нишу и делайте свое дело лучше, чем другие.
Проект создан при поддержке Lenovo и бренда для бизнеса ThinkPad
Автор: Вероника Гаврилюк
Фото: Анастасия Рожинская