"Мы планируем определенные изменения 27.ua, которые кардинально поменяют политику", – заместитель гендиректора "Эпицентр К" Владимир Гончаров

30.10.2018
2366

Фото: moygrad.kiev.ua

Сеть строительных гипермаркетов "Эпицентр К" во время кризиса сократил темпы развития. Генеральный директор "Эпицентр" заявлял, что появившееся во время кризиса аграрное направление, развивалось, в том числе, за счет розничного бизнеса. В блиц-интервью Retailers заместитель гендиректора "Эпицентр К" Владимир Гончаров рассказал, повлияло ли это на развитие сети гипермаркетов, о планах открывать малоформатные магазины, возможно, под другим брендом, а таккже  о том, почему компания расстроилась с уходом конкурента - немецкой сети OBI.

– С кризиса 2014 года компания "Эпицентр", если исходить из новостей в открытом доступе, делала упор на увеличение площадей уже работающих магазинов. Почему было принято такое решение?

– Мы развиваемся постоянно. Это сложилось объективно – по мере того, как открывается новый ТЦ, появляются новые тенденции, новый ассортимент, новое видение. Никакие события не влияют на процессы, которые должны происходить в наших торговых центрах.  Мы торговыми центрами называем "Эпицентры", потому что они уже давно не просто магазины стройматериалов, так как под их крышей работают магазины различных групп товаров – Intersport, "Деко", "Центр мебели", "Эпик" и другие.

Зачастую инициаторами изменений выступают директора центров, когда видят, что главный офис расширяет ассортимент или появляются новые направления. Это может быть как изменения внутри самого торгового центра, так и его расширение. Решение об изменениях принимает главный офис.

 То есть не было такого, что во время кризиса вы стали чаще расширять магазины или проводить изменения внутри них?

– Мы развиваемся постоянно. Никакие события не влияют на процессы, которые должны происходить в магазинах, в торговых центрах. Например, наш первый "Эпицентр", который был открыт 6 декабря в 2003 году, сейчас как раз находится в процессе перестройки и достройки. Наша задача на 15-летие со дня открытия первого магазина успеть весь процесс стройки завершить и открыть обновленный торговый центр. Так что процесс постоянно идет. Появляются новые идеи, которые тут же отрабатываются специалистами, которые эту идею реализовывают.

 Могли бы назвать конкретные цифры по тому, сколько торговых центров было открыто во время кризиса и сколько существующих – расширено?

– Мы потеряли наши торговые центры на оккупированных территориях. Во время боевых действий в один из торговых центров "Эпицентр" на Донбассе было прямое попадание, он сгорел. Никто из людей не пострадал.  Повторюсь, что в каждом отдельном торговом центре изменения происходят отдельно. Если, конечно, открытие нового торгового центра в каком-то городе происходит – безусловно это событие, отдельно анонсируемое.

 Хорошо. Если говорить о рынке ритейла строительных материалов. Он уже насытился?

– Еще очень есть куда расширяться. И в ширину, и в глубину. На самом деле, все познается в сравнении, как сказал классик. Если брать количество квадратных метров торговых площадей на население, то мы очень далеко от европейских столиц. Покупательская способность нашего населения на сегодняшний день уступает даже той же Польше. Но этот процесс, как ни странно, развивается за счет того, что появляется предложение.

Извечный спор: спрос рождает предложение – как говорил Кейнс (Джон Ме́йнард Кейнс – английский экономист, – Ред.) или имея предложение, рождается спрос – о чем сказал Фридман (Милтон Фридман, – американский экономист- Ред.). Потому что когда появляется предложение, например, тот же ассортимент бытовой техники – новый iPhoneХ, многие хотят его купить. Хотя до этого все вполне обходились iPhone 8. Рынок строительных материалов тоже не стоит на месте, появляются новые материалы. У нас есть продукция со всего мира, в том числе – из Европы, из Японии, не говоря уже о Китае.

 Генеральный директор "Эпицентр" в интервью "Экономической правде" говорил, что агронаправление развивалось за счет "Эпицентра". И с 2016 года на это направление было потрачено $150 млн. В ближайшие два года, по его словам, будет потрачено еще $70 млн. Как это влияет на развитие сети "Эпицентр", на открытие новых магазинов?

– Эти процессы абсолютно не связаны. Агронаправление развивается самостоятельно своим путем. Если генеральный директор сказал то, что сказал, значит, так оно и есть. Могу точно сказать, что развитие нашей компании в сегменте DIY, в сегменте торговых центров, активное, динамика продаж по прошлому году – более 25%.

Есть разные механизмы финансирования. Критерий истины – практика, сказал Карл Маркс. А практика показывает, что предложение товарное в наших торговых центрах увеличивается, количество  центров увеличивается. Значит, динамика развития нашего розничного направления только усиливается.

– Если говорить о насыщении рынка, то сколько еще примерно нужно "Эпицентров" в  Украине?

– У нас есть торговые центры в Киеве, есть во всех областных центрах на сегодняшний день, кроме Житомира, над которым идет работа, для того, чтобы присутствовать и там. Дальше есть районные центры, и мы давно в некоторых из них уже присутствуем. Затем мы идем еще дальше – в небольшие города. У нас нет двух одинаковых торговых центров, но в то же время, у нас есть разные площади для разных населенных пунктов. У нас есть магазины площадью 5 600 кв.м., 3 800 кв.м. …

 Есть и 2 000 кв.м.?

– На самом деле, на бумаге есть и эти форматы. Но будет ли это "Эпицентр"? На сегодняшний день 3800 кв.м. – тот минимум, который мы можем называть "Эпицентром".  Все, что меньше, может быть тоже "Эпицентром", а может даже появиться новый какой-то бренд. У нас есть планограммы разных площадей на  1800 кв.м, 2000 кв.м., которые, в принципе, могут быть реализованы.

Мы достаточно активно развиваем наше онлайн-направление. И в торговых центрах с небольшими площадями наша задача – в том, чтобы потребитель мог приобрести под заказ всю номенклатуру. Клиенты это могут сделать со специального электронного монитора, который уже стоит в небольших магазинах, и покупатели совершают заказ через него. Такие уже есть в Дубно, в Староконстантинове.

 У вас уже есть конкретные планы по созданию новой малоформатной сети, которая будет работать не под вывеской "Эпицентр"?

– Этот проект сейчас в работе, но он для нас не приоритетный, так как еще есть много работы там, где нужно и можно открывать большие форматы.

 Какие у вас стратегические планы на ближайшие несколько лет?

– Первое – работа торговых центров во всех областных центрах, второе – это районные центры, делать более современными все наши торговые центры. В то же время мы не гонимся за тем, чтобы штамповать новые коробки. Нет –  все идет параллельно – развитие товарного направления, развитие онлайн-направления, развитие каждого торгового центра в отдельно взятом городе.

 Ваш интернет-магазин работает два года. Какие результаты работы, можете озвучить их?

– Мы планируем определенные изменения 27.ua, которые кардинально поменяют политику. О цифрах я говорить не могу.

 Расскажите об изменениях подробнее.

– Я не могу раскрыть эту информацию.  Как будет возможность о чем-то говорить точно – мы об этом поговорим.

 Тогда по команде. Меняли ли вы ее с начала старта интернет-магазина?

– Процесс привлечения новых специалистов идет постоянно. Есть команда, которая работает над этим проектом, которая показывает те результаты, которые в ближайшее время будут улучшаться. Больше ничего конкретного по интернет-магазину сказать я не могу.

 Один из топ-менеджеров в онлайн-ритейле рассказывал, что пару лет назад его приглашали на должность топ-менеджера в интернет-магазин 27.ua. Этому человеку тогда сказали, что есть задача от собственника бизнеса за 3 месяца догнать Rozetka. Это правда?

– Не могу вам ответить на этот вопрос. В перечне лиц, которые принимали участие в собеседовании с этим специалистом, моей фамилии нет.

 А какая тогда была поставлена задача по развитию интернет-магазина?

– Задача кого-то догонять или с кем-то бороться у нас никогда не стояла. Наша задача – быть лучшими во всем, и мы эту задачу решаем. Безусловно, в онлайн-пространстве, скажем честно, мы – новички, но достаточно активно работающие над собой.

– Другие участники рынка, к примеру, основатель Rozetka Владислав Чечеткин, ссылаясь на слова поставщиков, заявлял, что  представители "Эпицентр" в разговорах с ними называли себя "убийцами "Розетки"".

– Я такого ни разу не слышал.  Я не готов это комментировать, и могу сказать, что от меня подобных комментариев не было. Если кто-то из наших сотрудников давал подобные комментарии, то за комментариями к тому комментарию, вам лучше обратиться к тому конкретному специалисту.

 Хорошо. Французская группа  Auchan активизировала развитие в Украине, в том числе – и подразделение Leroy Merlin. Как вы смотрите на то, что они активизировались?

– Поверьте, мы заинтересованы в том, чтобы на территории, где мы работаем, присутствовал сильный конкурент, который будет нас стимулировать. Мы были очень огорчены, когда ушела немецкая сеть OBI..

 Касательно развития сети Intersport. В планах владельцев "Эпицентр" было открыть в течение трех лет 40-50 магазинов. В итоге открыто 23. Почему так произошло?

– До конца этого года мы ожидаем, что эта цифра увеличится до 27. В ближайшее время будет открыт Intersport в ЦУМе. Планируем открытие магазинов в "Эпицентре" и "Новой линии", а также работаем над открытием Intersport и в других торговых центрах.

 Почему раньше не открывали Intersport в других торговых центрах? Хотя у вас есть один объект, который работает в ТРЦ LavinaMall.

– Мы себя ни в чем не ограничивали. Идут переговорные процессы. Безусловно, открывать у себя гораздо легче. Когда появился Intersport, каждый руководитель  "Эпицентра" был заинтересован, чтобы в его центре тоже присутствовал этот бренд. Это дает дополнительный товарооборот.

  Какие финансовые показатели у Intersport были в прошлом году и с начала этого года?

– Все наши финпоказатели открыты и публичны.

 Я их не видела.

– Они есть.

 Сеть спортивных универмагов Decathlon, которая также входит в группу Auchan, в следующем году планирует открыть первый магазин в Украине. Причем на Петровке, очень близко к "Эпицентру", где работает  Intersport. Как вы можете прокомментировать их выход?

– Мы не можем оценивать то, чего нет. Для нас является стимулом появление организации, которая улучшает наше стремление быть еще лучше. Наша активная работа будет только наращиваться. То, что сказал Александр Владимирович (Герега, сооснователь сети "Эпицентр" -   Ред.), я думаю, что мы будем только идти вперёд. Я не буду называть конкретные цифры сейчас.

 Если говорить о "Новой Линии", почему вы ее не переименовали после приобретения? Ведь бренд "Эпицентр" гораздо более узнаваем, чем "Новая Линия".

– Мы не могли оставить без внимания, пусть и небольшую, но группу людей, которые являлись тогда и остаются сейчас сторонниками бренда "Новая Линия". У этого бренда есть своя система лояльности, свои акции, свои предложения, и мы развиваем эти два бренда параллельно.

Динамика роста продаж "Новой Линии" после ее приобретения выровнялась и стала идентична "Эпицентру". Потому что, будем откровенны, когда наш менеджмент вошел в "Новую Линию", она была в достаточно плачевном состоянии.

 Рассматриваете возможность выхода на другие рынки?

– Я вам отвечу так – мы всегда находимся в положении, когда мы изучаем все возможности, однако на сегодняшний день, и мы об этом сегодня уже говорили, у нас очень много работы в Украине, и любое развитие за пределами Украины должно быть подготовленным.  На сегодняшний день каких-то конкретных дат, мест, стран, я вам назвать не могу.

Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram и в Facebook Messenger, (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.