Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Почему IKEA выходит на рынок Украины в новом формате city store
Источник фото: directmap.es
Недавно крупнейший в мире мебельный ритейлер – шведская компания IKEA – подтвердила информацию о поиске сотрудников в Украине и сообщила, что первый магазин будет открыт в Киеве в новом формате – city store. Такой "городской формат" компания уже развивает в Мадриде и Стокгольме, а также планирует открыть по магазину в Париже, Лондоне и Копенгагене ближайшие два года. Почему компания решила выйти в Украину в новом формате, а не строить гипермаркеты, как планировала изначально, разбирался Retailers.
В начале июля IKEA сообщила, что первый в Украине магазин компании будет открыт в новом формате – city store. В мире работает два магазина "городского формата" – в Мадриде (площадь - 900 кв.м.) и Стокгольме, которые были открыты в прошлом году. При этом каждый магазин имеет свою концепцию, торговая точка в Мадриде имеет тематику "спальня", а в Стокгольме – "кухня". Их ассортимент не ограничивается товаром, расположенным на "полках". Продавец может предложить товар с сайта компании и тут же, на месте, оформить доставку на дом.
Магазин IKEA в новом формате в Мадриде, Испания. Источники фото: Instagram-аккаунты @engelvoelkers_pugliacommercial, @letrasetman, @casekjp7651, @pepferre, @sittak702, @spain_magazine
Шведский гигант начал развивать новый формат с конца прошлого года. В IKEA пояснили перемены в стратегии развития ростом рынка электронной коммерции – клиенты сети начали все чаще делать покупки онлайн, отчего начался их отток из офлайн-магазинов. Поэтому ритейлер принял решение инвестировать в интернет-магазин и развивать магазины городского формата, которые позволят ему быть ближе к клиенту. До последнего времени IKEA открывала магазины большой площади – в среднем площадью 20 000 кв. м., которые, как правило, располагались на окраинах города или за его пределами.
В IKEA изначально планировали выйти в Украину с большим форматом. Впервые о планах шведской компании развиваться у нас в стране стало известно в 2005 году. В последний раз о том, что Ikea ищет в Киеве земельный участок площадью примерно 40 га, заявлял в 2015 году на тот момент первый заместитель главы КГГА Игорь Никонов. Однако переговоры так ничем и не закончились. Выход на украинский рынок шведы решили отложить.
IKEA в Украине
В Украине IKEA планирует развивать формат сity store в торговых центрах, расположенных в центральной части Киева, близко к станциям метро, рассказала руководитель отдела торговых помещений компании JLL в Украине Катерина Весна. По ее словам, площадь магазина, расположенного на одном уровне, составит 3 500 - 5 000 кв. м – именно такой формат выбран для пилотного проекта в Украине.
Как отмечает Катерина Весна, информация о наполнении магазина на сегодня отсутствует. Однако на основе опыта сотрудничества с данным оператором в других странах, эксперт компании JLL предполагает, что ассортимент магазина будет состоять преимущественно из аксессуаров и товаров для дома, а доля мебели будет ограничена. "При этом весь ассортимент, вероятнее всего, будет доступен по каталогам, с возможностью доставки либо в магазин, либо домой. Также мы предполагаем, что магазин может работать по системе click and collect в связке с интернет-магазином", – говорит Катерина.
Отметим, что товары IKEA сейчас продаются на маркетплейсе Kasta (ранее – modnaKasta). По информации Retailers, сейчас шведский гигант ведет переговоры с несколькими интернет-площадками в Украине о реализации на их сайтах продукции IKEA. "В мире мебельный e-commerce занимает всего 5–10% общего объема мебельного рынка. В Украине и того меньше", – ранее в интервью Retailers рассказывал основатель интернет-магазина "МебельОк" Святослав Амелин. Тогда он отмечал перспективность мебельного рынка e-commerce на примере своей компании, у которой в 2017 году выручка выросла в 2017 году на 70-80% по сравнению с 2016 годом.
Также напомним, что шведский ритейлер ищет украинских производителей мебели для сотрудничества и осенью планирует провести тендер по отбору логистических операторов в Украине. В интервью "Интерфакс-Украина" директор Zammler Виктор Шевченко заявил, что его компания намерена осенью принять участие в их (IKEA, — Ред.) тендере на избрание логистического оператора. А в начале мая этого года логистический оператор Ekol стал победителем тендера Ikea по предоставлению в Украине услуг международных автоперевозок.
Почему не гипермаркет за городом
"Я бы выделила три основных фактора, которые позволили IKEA начать работы по запуску бизнеса в Украине: развитие интернет-торговли, информация о выходе других известных торговых марок, таких как H&M и Decathlon, и стабильная позитивная динамика макроэкономических показателей", – отмечает Катерина Весна. По ее словам, рынок Украины считается перспективным и ненасыщенным, особенно в категории "товаров для дома", но, с другой стороны, он очень рисковый, и официальные показатели покупательной способности населения – гораздо ниже, чем в других странах с развивающейся экономикой. Все это заставляет компании придерживаться осторожного подхода, при котором основной задачей является максимальное снижение первоначальных инвестиций в проект, поясняет Весна.
Директор по развитию UTG Сергей Заика говорит, что бизнес-модель IKEA подразумевает два сценария: открытие нового формата в торговых центрах или строительство гипермаркетов. "Однако меньшая площадь имеет преимущество – больше вариантов найти подходящие коммерческие помещения в ТЦ, расположенных ближе к центральной части города", – поясняет он. Помимо этого, затраты на развитие – существенно ниже. "Объем невозвратных инвестиций при аренде помещения гораздо ниже, чем при строительстве собственных объектов. Тем самым шведский ритейлер снижает возможные финансовые риски при открытии привычного формата гипермаркета", – отмечает Весна. Успешность магазинов IKEA формата city store будет зависеть от выбранной локации, так как количество владельцев автомобилей в Украине гораздо ниже европейских показателей и с большей вероятностью покупатели будут добраться до магазинов общественным транспортом, говорит Сергей Заика.
Эксперты отмечают, что из-за небольшого количества предложения новых торговых центров темпы развития IKEA будут сдержанными. "На сегодня предложение площадей, которые ищет ритейлер, в действующих центральных торговых центрах отсутствует. А вступая в договорные отношения со строящимся ТРЦ, оператор зависит от срока его ввода в эксплуатацию, заполняемости ТРЦ, маркетинговой активности и в целом от его успешного старта", – отмечает Катерина Весна.
Автор: Дарья Янченко