По некоторым аспектам бизнеса мы обогнали Европу — Игорь Хижняк, Comfy

19.09.2017
1927

Генеральный директор Comfy Игорь Хижняк рассказал в интервью Delo.UA, кому собственник готов доверить управление своим любимым детищем, как воспитывать культуру непрерывных инноваций внутри коллектива, неоднократно переживать кризисы и выходить из них сильнее конкурентов по рынку. Приводим выдержки

В этом году обновилась почти половина топ-менеджмента. Новым коммерческим директором стал Иван Павлик, операционным директором — Наталья Кутузова, это люди, которые выросли внутри компании. Также на пост IT-директора пришел Сергей Гаврилов, который ранее работал в «ПриватБанке». И в нашей команде появился новый директор по логистике.

При этом хочу подчеркнуть, что все изменения были эволюционные, а ценности компании полностью преемственны новым менеджментом. Мне хочется верить, что новая команда инициативнее и быстрее. Раньше очень много идей по изменениям и улучшению генерировал собственник, сегодня это ответственность команды, и не только топ-менеджмента.

Многие не верили, что кто-то другой сможет управлять Comfy. До моего назначения с момента создания компанией управлял ее основатель — Станислав Ронис: очень харизматичная и незаурядная личность. Он генерировал большинство стратегических решений и, соответственно, нес за них ответственность. Топ-менеджмент, скорее, разделял идеи и воплощал их.

Со временем стала выстраиваться система управления компанией, в которой больше ответственности и решений было делегировано менеджменту. Страх и неготовность «отпустить бизнес» рушатся, когда собственник видит успешный результат работы команды. Подчеркиваю, команды, поскольку здесь трудно положиться на одного человека, гораздо легче поверить высокомотивированной профессиональной команде. Конечно, в команде должен быть лидер.

Сейчас на рынке есть компании-лидеры, которые динамичны и драйвят изменения, и компании-аутсайдеры. Причем такие примеры можно найти в ритейле, HoReCa, банковском секторе и т.д. Анализ простой: нужно посмотреть, в каких магазинах и других местах много людей. И задуматься, как стать новее, интереснее, удобнее, нужнее для покупателя. Спектр конкуренции сейчас очень широкий. Почему люди приходят к нам? С одной стороны, люди приходят за техникой, но с другой — за позитивными эмоциями. И по второму мотиву контингент соперников становится существенно более серьезным.

Сегодня формат — это одна из базовых компетенций в ритейле, и мы постоянно думаем о его актуализации с учетом быстро меняющейся среды, новых технологий и запросов потребителей.

Обновление одного магазина от 2,5 до 4,5 млн грн в зависимости от площади. Окупаемость — до двух лет. Ранее мы считали, что срок жизни формата около пяти лет, сегодня мы делаем инвестиции в формат, исходя из расчетов, что жизненный цикл формата магазина три года.

Сейчас у нас три рабочих формата — флагманский магазин, формат 500 и формат 300. Флагманский — наибольшие по площади и широте представляемого ассортимента магазины. Они играют наибольшую роль в знакомстве покупателей с новыми и эксклюзивными продуктами. Такие магазины мы открываем в крупных городах, флагманских ТЦ. Формат 500 — магазины, которые идеально сбалансированы по площади и наполнению. Дают весь необходимый ассортимент, сервисы и комфорт.

Пилот по последнему формату (формат 300. — Ред.) мы сделали лишь в конце прошлого года. В этом году уже открыто 14 магазинов. Эти магазины позволяют продолжить экспансию в города до 100 000 жителей, где тоже востребованы наши товары и сервисы.

В этом году мы продолжаем реформатирование сети и открытие новых магазинов. Сеть представлена практически во всех крупных городах. Поэтому, с точки зрения географии, потенциал для расширения на рынке для нас — небольшие города.

В планах нашего развития — экспансия в глубину регионов с форматом 300. Но при этом для нас важно присутствовать флагманским форматом в лучших торговых центрах страны.

В целом мы достаточно сдержанно относимся к развитию количества торговых точек. Все магазины сети прибыльны, и это очень принципиально для нас.

Кардинально потребитель в онлайне и офлайне не отличается. Интересно, что одни и те же люди демонстрируют разное поведение при разных потребностях.

Потребителей, которые пользуются только офлайном, как и только онлайном, на самом деле не так много. Сегодня интернет на 80% присутствует в цепочке покупки. Перед тем как прийти в магазин и что-то купить, в 8 случаях из 10 потребители ищут информацию в интернете, сравнивают характеристики и цены. А потом покупают, делая заказ в нашем интернет-магазине или в традиционном, выбирая удобную форму доставки или pick up.

Могу сказать, что в Comfy в этом году каналы продаж растут почти пропорционально, интернет немного опережает. Это нас радует. Поскольку гораздо труднее обеспечить растущий интерес к офлайн-площадке. Магазин — очень важное звено для нашего покупателя. Интернет нужен, чтобы без спешки сделать выбор, почитать о товаре, но часто люди идут в магазин, ведь именно там они могут получить позитивные эмоции.

Мы действительно много говорим об инновациях. Активно растут инновационные категории: персональные гаджеты, электротранспорт, умный дом, VR. Смартфон стоит в центре инноваций, с ним синхронизировано пол нашей жизни. Сегодня это самая быстрорастущая категория товара с приростом около 25% в год. В том числе и за счет «уходящих» категорий: мобильные телефоны, фотоаппараты, планшеты, мультимедийные плееры. Функционал этих продуктов сегодня интегрирован в смартфоны.

Раньше мы очень часто смотрели на рынок России, Германии, Австрии и т. д. Европейские рынки были для нас бенчмарком. Сейчас мы понимаем, что по некоторым аспектам бизнеса мы Европу обогнали. Поскольку нам нужно быть быстрее и эффективнее. Наш рынок сократился в штуках, и покупательная способность невысокая, а требования к сервису очень высоки. Поэтому сегодня мы смотрим на опыт ведущих компаний из других отраслей. Таких, к примеру, как «ПриватБанк», «Нова пошта» и т. д.

В июле этого года мы запустили внутреннюю корпоративную социальную сеть Facebook Workplace для быстроты коммуникаций и сбора обратной связи, новых идей. Любой сотрудник компании может поделиться самой смелой идеей, задать вопрос генеральному директору, дать идеи по улучшению бизнес-процессов. Хорошие инновационные идеи поощряются материально. Люди — наибольшая ценность компании. Мы открыты профессионалам извне и молодым кадрам. При этом нам важно сохранять основной «костяк» компании, людей, которые искренне лояльны и заинтересованы в развитии и эффективности компании, открытых к трансформации и новым правилам игры. Открытость — наш главный принцип взаимоотношений внутри компании, с нашими партнерами, клиентами и обществом.

Результаты первого полугодия 2017-го говорят о восстановлении рынка. В денежном выражении мы видим прирост на 27,6% к аналогичному периоду 2016 года. По итогам 2017-го мы ожидаем прирост на 20–25%, в этом году был очень активным первый квартал. Рост рынка мы объясняем двумя факторами: около половины — влияние инфляции, остальное — за счет роста потребительского спроса.

Рынок упал очень сильно. Только второй год мы наблюдаем рост. Когда выйдем на докризисные показатели — сказать сложно.

Мы действительно номер один, наша доля в сегменте розничных сетей сегодня составляет более 30%. И наши показатели растут с опережением динамики рынка. Важно, что этот результат мы делаем вдвое меньшим количеством магазинов, чем у наших конкурентов «Эльдорадо» и «Фокстрот». Иными словами, сегодня наш бизнес работает в два раза эффективнее.

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.