ПриватБанк и monobank грозят отключать платежи, проведенные бизнесом как P2P переводы. Что об этом думают участники рынка?

14.12.2018
2480

Недавно  "ПриватБанк"  разослал сообщение своим клиентам о том, что  некоторые торговые точки начали проводить оплату банковскимим картами в POS-терминале, как денежный перевод между физическими лицами. ПриватБанк также сообщил, что с 14 декабря он будет отклонять операции, если платеж затрагивает кредитные средства клиента, поскольку за такую "покупку" начисляется комиссия в 4%. Сегодня об аналогичных мерах объявил monobank, который пообещал блокировать такие платежи с 17 декабря этого года. Издание ain.ua попыталось разобраться, что произошло и обратилась к участникам рынка за разъяснениями.


Что произошло

Еще весной этого года банки получили от некоторых компаний письмо, в котором они сообщали о переводе некоторых платежей через POS-терминалы компании из операций торгового эквайринга в p2p-транзакции (т.е. как если бы один пользователь карты перевел другому деньги, а не оплачивал услугу компании). Одна из таких компаний – ООО «ПостФинанс», которая входит в группу компаний «Нова пошта». 

При оплате услуг некоторых компаний пользователи получают сообщения в которых указывается, что банк может снять комиссию при оплате обратной доставки кредитными средствами. У других же пользователей сразу снимается 4% комиссии с платежа.

Что говорят участники рынка

Соучредитель monobank Олег Гороховский. "Почему это плохо? Банки, выпускающие карты, зарабатывают при транзакциях в магазинах возмещение, которое им присылает Visa или MasterCard (интерчендж) и тем самым для клиентов-владельцев карты такие оплаты проходят без комиссий. В случаях же транзакций между физлицами таких возмещений нет и основные игроки берут комиссии с клиентов при оплате в счет кредитных средств (в размере 4% – ред.), а некоторые банки берут комиссии и при переводах в счет личных средств. Для клиента эта комиссия неожиданна, так как он не привык платить комиссию при покупках в магазинах", 

Директор Департамента разработок инновационных технологий ПУМБ Денис Воробьев. "Практика проведения онлайн-оплаты или платежей через POS-терминалы как p2p-платежей противоречит правилам МПС (международных платежных систем – ред.). Фактически, осуществляется подмена E-com-транзакции на более дешевую с точки зрения платежных систем p2p-транзакцию". 

Основатель интернет-супермаркета «Розетка» Владислав Чечеткин. "Мы постоянно боремся за снижение огромной комиссии при оплате картами. В Украине высокая комиссия из-за высокого интерченджа, платы в адрес банка, карту выпустившего. Платежные системы говорят, что у нас сложилась ситуация с зеленым банком, который смог распространить так много карт, что теперь ни о какой торговле о снижении интерченджа речи в Украине не идет.  ...Торговцу очень дорого содержать эти хотелки, например в моем бизнесе, оплата банку просто за то что клиент платит «Розетке» картой – стоит мне больше, чем моя чистая прибыль с этой операции. По этому я обоими руками ЗА попытки обойти интерчендж и снизить комиссию за оплату картами!

СTO Fondy Максим Козенко. Плохо; когда торговая точка (интернет-магазин, онлнай-сервис) использует подмену операции покупки (purchase), на операцию перевода средств (p2p debet) - это запрещено Visa/MasterCard 

Нормально: когда компания, которая оказывает посреднеческие услуги в переводе средства от физлица - физлицу, использует p2p debet под вопросом и нужно разбираться: когда посредник переводит средства от физлица интернет-магазину через p2p debet.

Пресс-служба компании "Новая почта". "Компании "Новая почта" и "Пост Финанс" не взымают дополнительных комиссий с клиентов. Мы ведем свой бизнес в условиях честной и открытой конкурентной борьбы, ценим и дорожим каждым клиентом. Когда клиент рассчитывается за наши услуги за счет кредитного лимита, возможно снятие комиссии на условиях банка, который предоставил кредит и выдал карту.

Что касается проведения транзакций между физлицами, то это законно, как с точки зрения законодательства Украины, так и с точки зрения международных платёжных систем Mastercard, Visa. И мы, конечно, разделяем позицию, что клиенты не должны доплачивать за регулярные сервисы, поэтому неоднократно обращались к банкам-эмитентам об отмене этой комиссии с клиента. Часть банков отменила данную комиссию, часть банков, к сожалению, нет".

Источник:ain.ua

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.