Как превратить ритейл в банк. В Украине начинает работу новый финансовый продукт MOSST Payments

09.11.2017
6702

На рынке продуктового ритейла в ноябре начинает работу новый финансовый продукт MOSST Cash. С помощью сгенерированного штрихкода клиент сможет на кассе ритейлера оплатить наличкой более 1500 услуг и сервисов, например, пополнить платежную карту, заплатить кредит или коммунальные платежи. Аналогов такого сервиса в Украине пока нет, но, по словам разработчиков, эта технология может увеличить средний чек и клиентопоток ритейлера до 30%. Внедрение подобных продуктов в рознице может показать клиентам, что ритейлер готов развивать инновационные сервисы, которые станут инструментом, обеспечивающим лояльность клиентов к сети.

Юрий Кучер, ИТ-директор платежной системы MOSST Payments, которая разработала и вывела на рынок данный продукт, рассказал, как создавали систему, как она работает и что нужно, чтобы интегрировать ее в кассы ритейлеров

— Расскажите о платежной системе MOSST Payments.

— Компания существует с 2012 года, сначала она занималась переводами через платежные терминалы. Год назад произошла смена собственников, в проект зашла новая команда, сфокусированная на развитии технологических инновационных платежных сервисов.

В течение года мы запустили три продукта. Первый продукт сфокусирован на денежных переводах, в большинстве своем карточных, но в ближайшее время клиент сможет использовать и кеш, и банковские счета для операций. Используя наше мобильное приложение MOSST, клиент может переводить деньги, не зная номера карты получателя, а просто выбрав контакт из телефонной книги. А аутентифицироваться в приложении можно не только по TouchID, но и по биометрическому распознаванию лица — FaceID. Мы впервые в Восточной Европе и СНГ запустили эту инновацию. Всего за полгода мы получили более 60 000 клиентов этого мобильного приложения. И продолжаем ежемесячно прирастать темпом до 50%.

Второй продукт, который мы запускаем до конца осени, — это мобильный POS-терминал, позволяющий предпринимателю или сотруднику ритейла принимать любые карточные платежи. Продукт называется MOSST Reader, и предзаказ на эти устройства открыт на нашем cайте www.mosst.com.

Третий продукт — это собственно MOSST Cash, позволяющий оплатить любую финансовую или иную услугу наличными в офлайн-кассе ритейлера.

Среди сотрудников много бывших банкиров, разработчиков платежных сервисов и ИТ-компаний. За год мы с нуля выстроили всю необходимую технологическую, организационную и маркетинговую инфраструктуру. В структуре наших компаний есть не только финансовая компания, платежная система, которая регулируется Национальным банком Украины, но и технологическая ИТ-компания, получающая сейчас статус оператора платежной инфраструктуры. Из последних новостей — мы получили генеральную валютную лицензию от Национального банка Украины, позволяющую нам не только делать валютообмен, но и запустить международные денежные переводы. 

– Зачем ритейлерам и аудитории новый продукт? 

— Экономика нашей страны «кешевая» в потребительском сегменте: 80% сумм средств, даже официально поступающих на платежные карты, обналичиваются в банкоматах или отделениях банков. Население все еще предпочитает хранить денежные средства в наличной форме. Одновременно с этим проникновение интернета, смартфонов, доступность компьютеров и, как следствие, возможность использовать онлайн-сервисы достаточно высокие. Таким образом, существует разрыв между потребностью оплатить в интернете и наличными сбережениями. У клиента, безусловно, есть решение — это пойти в отделение банка, «Укрпочты», постоять в очередях или воспользоваться терминалами самообслуживания, где удобно пополнить максимум мобильную связь. Пользоваться такими сервисами неудобно, если речь идет о крупных суммах, например коммунальных платежах, оплатах кредитов или пополнении банковских карт. 

Наш продукт предназначен для той аудитории, которая имеет потребность платить в наличной форме, но хочет это делать удобно, через мобильное приложение или веб. Мы предложили возможность спланировать все необходимые платежи в онлайне и оплатить их в той инфраструктуре, которая наиболее удобна для клиента и подготовлена для этого — это кассы любого ритейлера. 

Потребитель не хочет искать банковское отделение или стоять в очереди к «пополняшке». Он отправляется на выходных в торговые центры на шопинг или выходит вечером в магазин у дома за продуктами, заправляет машину на АЗС, может выбежать ночью в аптеку. С помощью нашей технологии он сможет во всех этих местах быстро совершить все свои ежемесячные платежи.

Ритейлеру выгоден дополнительный поток таких клиентов, которые, зайдя пополнить, например, банковскую карту, купят необходимые ему товары. Кроме того, безусловно, ритейлер получает комиссию от проведенных клиентом платежей. 

Снимок экрана 2017-11-08 в 3.54.47 PM.png

— Какие существуют аналоги вашего сервиса в мире?

— В мире есть аналоги нашего продукта: Amazon Cash, PayPal Cash в Британии и США, Barzahlen в Германии. Мы брали эти мировые практики за образец, но существенно доработали их функционально, а также адаптировали под украинские реалии.

— Расскажите подробнее о MOSST Cash и о том, как он будет работать в магазине.

— В мобильном приложении или на сайте клиент имеет возможность выбрать перечень более чем из 1500 услуг. Подготовить платежи, указать показания счетчиков для коммуналки или номер платежной карты для пополнения. Далее под всю корзину платежей клиент генерирует 1 штрихкод в приложении, находит по геолокации ближайшую точку приема оплаты и приходит, например, на заправку. Заправляя авто, клиент показывает кассиру этот штрихкод, кассир сканирует его аналогично любому товару и принимает наличные средства от клиента. Клиент получает сдачу, если необходимо, и кассовый и фискальный чек с расшифровкой всех проведенных операций.

— Как вы будете знакомить клиентов с новой технологией?

— Безусловно, мы будем промотировать данную технологию среди клиентов и популяризировать сервис через интернет-каналы, публикации, в ТВ-передачах, а также путем BTL-активностей. У нас есть маркетинговый план, как представить аудитории наш сервис. Также планируем кобрендинги с партнерами — размещение промоутирующих и обучающих  материалов в ритейле.

— Что необходимо магазину для приема платежей с помощью вашего сервиса ?

— Чтобы интегрировать MOSST Cash в магазине, нужно две недели на соединение наших серверов с серверами ритейлера, чтобы кассы получили возможность передавать и запрашивать информацию по данным платежам. Ритейлер получит дополнительный клиентопоток, который можно конвертировать в кросс-продажу, и процент от платежей, так как мы делимся с ним комиссионным доходом (от 1 до 10%). Мы как финансовая компания зарабатываем на проценте от продажи услуг и сервисов, подключенных в приложении. 

— Запуска MOSST Cash еще не было? Когда можно будет его протестировать?

— Приложения можно скачать сейчас. Но запуск услуги в магазинах состоится в ноябре этого года. Сейчас мы интегрируем систему в кассы трех ритейлеров параллельно, но не можем их назвать до запуска.

 

— Партнерство для ритейлеров бесплатное. Не планируете в будущем продавать им свою услугу?

— Нет, это не в наших интересах. Ритейлер — наш партнер. Более того, мы делимся с торговцем комиссионным доходом.  Нам интересны сетевые ритейлеры, которые представлены в сегменте «магазин у дома»: аптеки, продуктовые магазины, заправки и другие. Для них актуален офлайн, и клиент там регулярно бывает.

— Какие данные о покупке показываете и даете ритейлеру?

— Ритейлу виден только чек и сумма. Всю персональную информацию храним мы как платежная система. На самой кассе нет необходимости хранить и анализировать информацию, ее задача — принять деньги.

— Как вы работаете с возвратами?

— У нас есть собственный контакт-центр и служба клиентского сервиса, которые работают со всеми запросами по платежам и возвратам. Они отслеживают регламент по возврату, у каждого сервиса он разный и переводит нужные средства на карту или может организовать возврат налички офлайн. Клиенту надо будет прийти в наш партнерский банк за деньгами.

— Если Аmazon Cash придет в Украину, что вы будете делать? 

— Сервис AmazonCash ориентирован на пополнение аккаунта в Amazon. И все. А у нас более 1500 сервисов. Механика работы схожая, но цели продукта разные. Кстати, с помощью нашего сервиса, подобно Amazon, интернет-ритейлеры, торговцы могут организовать пополнение балансов клиентами. Мы не боимся конкуренции и с украинскими разработчиками. Несколько провайдеров уже хотели сделать такие же сервисы, но им не хватило компетенции.

— Если к вам придет другая платежная система, например Portmone, вы согласитесь продать разработку?

— У любого бизнеса есть цена, по которой инвестор может рассмотреть выход из бизнеса. Здесь, как и любой бизнесмен, если по данному проекту будет интересное предложение, инвестор будет рассматривать его. Как команда мы можем работать с разными акционерами. 

— Сколько инвестируете в продвижение продукта и как разделяете маркетинговый бюджет?

— Мы работаем практически со всеми рекламными каналами, доступными в Украине: социальные сети, пресса, таргетированная реклама в интернете (GoogleAdwords), ТВ — в сентябре прошла рекламная кампания MOSST — денежные переводы на 15 национальных ТВ-каналах группы Starlight. Ролики для ТВ мы делали совместно с Tabasco. Мы также общаемся с медиа и журналистами — постоянно даем комментарии профильным и деловым СМИ. Работаем с YouТube — на нашем канале пользователи могут ознакомиться с обучающими продуктовыми роликами.

Пробовали продвижение в Instagram через киевских инстаграммеров из городского топ-100 — к сожалению, в нашем случае такое продвижение оказалось малоэффективным. Подписчики реагируют на самого блогера, комментируют его внешность, место, где сделан пост, а продукт получает крайне мало внимания.

— Насколько сервисы в регионах будут популярны, где инновационные продукты не так используются клиентами?

— В регионах e-commerce не сопоставим с киевскими темпами, но наша аналитика по платежным системам и пользовательским сервисам показывает, что люди технически грамотны. В регионах количество транзакций и заходов на эти сервисы достаточное для того, чтобы внедрять подобные решения. С другой стороны, мы будем образовывать клиента за свой счет.

— Какие планы по развитию ваших сервисов?

— Стратегия нашей компании предполагает запуск продуктов и их полноценную работу в Украине, что позволит нам генерировать достаточный операционный доход. Далее мы планируем масштабировать наши идеи и продукты в Европе и странах СНГ. Наши технологические решения и финансовые продукты интересны зарубежным игрокам. Например, мы были отмечены как единственный интересный Fintech-проект из Украины крупнейшей Восточно-европейской банковской группой Raiffeisen Bank International в рамках международного конкурса проектов ElevatorLab. Участвовали более 4000 проектов из 56 стран мира. Мы с коллегами ездили в Австрию, где презентовали наши продукты топ-менеджменту RBI и обсудили возможности сотрудничества с различными офисами Raiffeisen Bank International.

Автор: Валерия Дорош

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.