Что мешает строить cashless economy?

04.11.2016
2192

Sberbank

Региональный менеджер Visa в Украине, Грузии и Армении Дмитрий Крепак считает, что объем безналичных платежей медленно растет не только из-за позиции граждан, но и из-за недоразвитой сети POS-терминалов. Об этом он рассказал в интервью ЛІГА.Бизнес. Приводим выдержки

Мы в Visa оперируем понятием PV/TV ratio. Это соотношение общего оборота по картам к торговому обороту. В Украине этот показатель по картам составляет около 20% — я говорю о картах Visa. Практически в 1,5-2 раза меньше, чем в некоторых соседних странах. Например, в Беларуси этот показатель составляет около 36%, в Сербии — 30%. И значительно ниже, чем в странах Западной Европы.

В 2015 году было 18%, а стало 20%. А в 2014 году эта доля составляла только 14%. Тенденция хорошая, но еще однозначно есть куда развиваться. Я думаю, приемлемый уровень безналичных платежей для нашего региона 40-50%. В соседних странах, в той же Беларуси, мы как раз подходим к этому показателю.

Основная причина существенного отличия от других стран Европы - установлено недостаточное количество POS-терминалов. В Украине их более 200 000 штук. А для полноценного покрытия нужно около 1 млн. Поэтому развивать терминальную сеть сейчас очень важно. Второй момент: нам нужно работать с держателями карт для того, чтобы убирать всевозможные предрассудки и барьеры, связанные с использованием безналичных платежей. 

Люди до сих пор считают, что безопаснее снять деньги в банкомате, а не расплатиться картой в платежном терминале. Хотя статистика по мошенничеству не подкрепляет этих опасений. В Украине один из самых низких в регионе стран СНГ и Юго-Восточной Европы показателей мошеннических операций с картами. Меньше одной копейки в расчете на каждые 100 грн, обработанных по картам Visa в нашей системе — VisaNet. Правда, эти цифры не включают данных о кражах с применением социальной инженерии. Эффект от нее сложнее просчитать.

Мы сейчас как раз в процессе внедрения на рынок специальную систему токенов для защиты электронных платежей - Visa Token Service.

Как это работает: когда вы вводите всю информацию о платежной карте в свой смартфон или любое другое устройство, с помощью которого в современном мире можно потенциально совершать платежи (например, автомобиль, кольцо, часы), вся информация хранится в зашифрованном виде у Visa. А 16-значный номер карты заменяется токеном. Причем каждому устройству соответствует свой токен. Если даже этот токен, допустим, для мобильного телефона перехватят мошенники и попробуют им воспользоваться в электронной коммерции, то система сразу идентифицирует, что данный токен был выпущен только для этого смартфона и не может быть использован в других каналах. Эта технология позволяет банкам безопасно работать с их собственными электронными кошельками, а также с Samsung Pay, Apple Pay, которые, возможно, будут доступны и в Украине.

По данным НБУ, доля рынка Visa — 44% по всем безналичным платежам (платежи в POS-терминалах и интернете) и около 50% отдельно в электронной коммерции. У нас их стабильное количество — около 27 млн штук. Но это не самый важный показатель. Самое важное — это процент активных карт. У нас за шесть месяцев этого года количество таких карт выросло на 2%. По итогам второго квартала 2016 года рост карт Visa с бесконтактной технологией Visa payWave cоставил 35% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. А за 6 месяцев 2016-го рост составил 8%.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.