Что будет с бизнесом платежных терминалов самообслуживания

06.11.2015
7607

lenta.ru

В Украине растет число операций с безналичными платежами, но количество платежных терминалов самообслуживания, работающих с наличными, также увеличивается. Что ждет бизнес платежных терминалов?

По данным Национального банка Украины, во втором квартале 2015 года общее количество платежных устройств, которые использовались банками, агентами банков и участниками внутригосударственных платежных систем для приема и перевода денежных средств, выросло на 2% и составило 53 714 устройств. Сумма, которую украинцы перевели с помощью таких терминалов, за первое полугодие составила 43,5 млрд грн.

Директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА» Александр Карпов объясняет рост количества операций с помощью платежных устройств высокими объемами использования наличных. «По оценкам независимых экспертов и специалистов МЭРТ Украины, от 50 до 60% экономики приходится на серый или черный рынок, которые, соответственно, обслуживаются наличными средствами. Но без легальной экономики, к счастью, граждане не могут обойтись. И в какой-то момент они «переводят» наличные из теневой в белую экономику, в том числе и через терминалы самообслуживания», — рассказывает Александр Карпов.

Безналичный тренд также не чужд украинским гражданам. С 2014 года число безналичных операций впервые превысило число операций с наличными и продолжает расти. Однако cash по-прежнему king. Сумма наличных операций примерно вдвое больше объемов операций с безналичными. Например, в третьем квартале этого года общая сумма операций с использованием платежных карт составила 95,4 млрд грн, а наличных украинцы сняли 212,18 млрд грн. 

На самом деле эти две тенденции коррелируют между собой, объясняет директор и управляющий партнер PayForce Иван Истомин. По его словам, банки и финансовые компании развивают и популяризируют самообслуживание клиентов офлайн и онлайн. «В основном растет количество банковских терминалов в зонах самообслуживания отделений и местах массового потока клиентов», — отмечает Иван Истомин. Александр Карпов также считает, что две тенденции идут параллельно и почти не пересекаются за исключением тех случаев, когда человек через терминал пополняет текущий счет или платит по кредиту.

По мнению руководителя направления «Платежи и переводы» «ПриватБанка» Михаила Рогальского, рост количества терминалов связан с тем, что некоторые банки выходят на этот рынок. «В целом рынок уже насыщен, и не вижу сценария, при котором количество терминалов вне стен банков будет значительно увеличиваться. Год к году у нас объем принятых средств вырос на 40%, но это, скорее, связано с девальвацией гривны, чем с ростом спроса на услугу», — отмечает он.

«Переход от экономики, которая оперирует наличными, к безналичным платежам — это часть налогового и культурного феномена, поэтому в Украине этот бизнес будет востребован еще долго. Процветать не будет, в горизонте десятилетий — это тупиковая ветвь развития бизнеса», — полагает управляющий партнер инвестиционного банка FinPoint Сергей Будкин. Также он рассказал, что такое явление, как терминалы самообслуживания, характерно только для развивающихся рынков. Их много в Латинской Америке, Африке и СНГ.

По данным PayForce, самая популярная категория платежей через терминалы — пополнение мобильных, на нее приходится 50% общего числа операций, средняя сумма по которым составляет 30–40 грн. Вторая по популярности категория — банковские сервисы, такие как пополнение карт, погашение кредитов, переводы. На них приходится 30% общего числа операций, средняя сумма — 400–600 грн. От региона к региону популярность различных сервисов существенно колеблется. «Общий рост среднего чека за последний год составил 15%. Также стоит отметить, что в 2015 году значительно выросла популярность азартных ставок», — рассказывает Иван Истомин.

В «ПриватБанке» самая популярная услуга в терминалах — это пополнение карт банка, на нее приходится больше 80% по объемам платежей и около 50% по количеству. За ними идут пополнение мобильных телефонов и оплата коммунальных услуг.

Пока еще рано говорить о том, что в ближайшее время в Украине будут преобладать безналичные платежи, считает Александр Карпов. «По моим прогнозам, нашей стране нужно 10 лет, чтобы достичь структуры платежей, «как в старой Европе», где большая часть всех расходов домохозяйств приходится на безналичные платежи», — объясняет он.

«Компании, которые занимаются терминалами, развивают свой бизнес и, соответственно, расширяют покрытие. Резерв для развития еще не исчерпан, и бизнесу есть куда расти, — полагает директор по развитию Portmone.com Тарас Волобуев. — Терминалы будут актуальны до тех пор, пока доля безнала не начнет расти и не составит 30–50% от оборота физических лиц, после этого доля терминалов начнет постепенно уменьшаться. Но в ближайшей перспективе с бизнесом терминалов ничего не случится».

Иван Истомин говорит, что банки продолжат наращивать сеть терминалов как альтернативу дорогим и неэффективным отделениям с персоналом. «Будет расти доля терминалов с функцией приема карт. В части развития функциональности будет акцент на удобстве и экономии времени клиента — стандартом станет наличие личного кабинета, возможность оплаты корзины платежей за одну операцию, использование ранее созданных шаблонов платежей», — говорит директор и управляющий партнер PayForce.

Михаил Рогальский полагает, что дальнейшее развитие этого рынка может быть вызвано только ростом розничного кредитования у банков, которое приведет к необходимости построения сети для погашения кредитов.

Платежные терминалы, как и банкоматы, будут трансформироваться, полагает Карпов. «На момент, когда они внедрялись, существовал спрос на наличные средства. Если бы массовое внедрение происходило сейчас, а не 10 лет назад, то терминалы были бы оборудованы чип-ридерами и ридерами для магнитной полосы. Способ идентификации клиента будет двигаться в направлении биометрии и бесконтакта и не обойдет как банкоматы, так и терминалы для приема наличных», — подытожил Александр Карпов.

Автор: Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.