Истории мошенничеств в интернет-магазинах. Как обезопасить бизнес

14.05.2015
2965

thenewsit.ru

 

Мошенники работают практически в каждой сфере человеческой деятельности — не является исключением и интернет-торговля. С какими случаями мошенничества приходится сталкиваться онлайн-торговцам и какие меры они предпринимают для безопасности своего бизнеса и сотрудников

Дмитрий Латанский, директор Repka.UA:

Мошенничество, с которым сталкивается интернет-магазин, можно условно поделить на три категории:

  • мошенничество, в котором участвует сотрудник магазина;
  • мошенничество, в котором участвует сотрудник перевозчика;
  • мошенники, которые действуют независимо.

Если речь идет о мошенничестве, в котором участвует сотрудник магазина, одна из известных мне схем — сотрудник магазина предоставлял клиентам данные своей личной банковской карты, покупатели переводили на нее денежные средства, после чего работник увольнялся, и магазину приходилось компенсировать эти оплаты. Как с этим бороться? Каждый ищет собственные пути решения. Мы решили обезопасить себя и отказались от использования такого вида оплаты, как «перевод с карты на карту», потому что это наименее защищенный способ оплаты заказа как для покупателя, так и для магазина. К тому же — незаконный. Мы предпочитаем использовать стандартный метод оплаты через мерчант (в этом случае покупатель при оплате картой переправляется на страницу банка, где и вводит платежные данные). Таким образом, магазин никак не участвует в этом процессе, а руководствуется лишь ответом от банка — операция успешна или нет. При возникновении каких-либо проблем покупатель может обратиться в контролирующие органы, а магазин, в свою очередь, — отследить все совершенные оплаты, которые не могут быть скрыты на личных счетах сотрудников.

Случаи мошенничества среди сотрудников перевозчика тоже, к сожалению, бывают. Самый распространенный вид мошенничества — это подмена служебных документов. Например, магазин отправляет заказ и указывает в накладной способ оплаты «наложенный платеж», а сотрудник компании перевозчика убирает в документах признак «наложенного платежа», после чего выдает своему «знакомому» дорогой товар без оплаты. Такие ситуации случались в нашей практике, но вся ответственность за подобные инциденты ложится на плечи перевозчика.

Еще одна ситуация, о которой хотелось бы упомянуть, это когда мошенники действуют самостоятельно. Как правило, это оплата заказов с помощью ворованных банковских карт. Довольно часто такие карты эмитированы в других странах. В нашей работе мы сталкивались с подобными ситуациями — это были карты, выданные американскими банками. Был случай, когда покупатели оплатили заказы на несколько дорогих товаров, эти заказы были отправлены, но в процессе доставки банк проинформировал нас о том, что оплаты были осуществлены с нескольких ворованных карт, мы приостановили отправку, таким образом удалось предотвратить мошенничество. Чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, мы поставили ограничение и теперь принимаем оплату только по картам с применением технологии «3D Secure». В этом случае с магазина снимается ответственность за возможное мошенничество при совершении оплаты, и обязанностью банка становится следить за безопасностью таких операций. Да, мы теряем какой-то процент клиентов, у которых возникают сложности при оплате картой, но мы считаем, что этот риск оправдан, так как позволяет предотвратить случаи мошенничества.

Инесса Бачурина, арт-директор Rechi.ua:

В 2009 году у нас оформили заказ на две пары швейцарских часов общей стоимостью 20 000 грн с доставкой по Киеву. Поскольку заказ подразумевал консультацию, часы повезла девушка-менеджер. Встреча происходила в офисе при галерее. Клиент взял часы в руки и сказал, что выйдет в соседний кабинет получить подтверждение у начальства перед оплатой. Когда девушка вышла и стала его разыскивать, оказалось, что он снял офис на сутки и никто о нем ничего не знает. За сутки аренды офиса он также не заплатил.    

После этого инцидента были разработаны правила доставки дорогих заказов, и в некоторых случаях мы стали привлекать охранную фирму. В апреле этого года девушка оформила заказ на очень дорогие золотые швейцарские часы якобы в подарок мужу на День рождения. Требовалась срочная вечерняя доставка на Троещину в день заказа (поздравить вечером именинника), и наш менеджер попросил некоторое время, чтобы согласовать доставку с охранной фирмой. После этого клиентка пропала, телефон стал вне зоны доступа. Через неделю эти же часы с тем же поводом и доставкой по тому же адресу заказали в другом интернет-магазине. Поскольку поставщик данного бренда в Украине один, они были в курсе ситуации и предупредили другой магазин. После упоминания об охранной фирме там клиент тоже пропал. 

Пресс-служба OLX.ua:

Большинство случаев мошенничества связаны с предоплатой продавцу-мошеннику на банковскую карту. Поэтому когда пользователю OLX приходит сообщение с указанием номера банковской карты, наша система автоматически распознает такой текст и выводит предостережение покупателю с рекомендацией не высылать деньги наперед незнакомому продавцу. 

Если пользователь все-таки попадает на мошенника, он может написать в службу поддержки OLX с помощью формы обратной связи, предоставив доказательства, что действовал мошенник (например, чек об оплате товара, скан переписки или СМС-сообщений). Служба поддержки блокирует недобросовестных продавцов. Мы всегда рекомендуем пострадавшим обращаться в правоохранительные органы, потому что только милиция может найти мошенника и привлечь его к ответственности. Мы не разглашаем персональные данные пользователей OLX другим физическим лицам, но в случае обращения правоохранительных органов мы обязательно передаем эти данные для проведения следствия.

Суммы, которые продавцы-мошенники просят перечислить в качестве предоплаты, обычно небольшие, но бывают и случаи, когда пользователи теряют достаточно много денег. Например, недавно к нам обратился покупатель, который продавцу-мошеннику за фототехнику перечислил на банковскую карту около 50 000 грн. Мы заблокировали продавца-мошенника, и, по нашей рекомендации, пострадавший пользователь обратился в правоохранительные органы. На данный момент идет следствие, и мы активно сотрудничаем с правоохранителями, предоставляя им информацию и о мошеннике, и о наличии других пострадавших. Дело в том, что зачастую мошенник на одной операции может выманить у доверчивых покупателей десятки и даже сотни тысяч гривен. Получить доказательства и подтверждение фактической суммы, которую сумел «заработать» мошенник, достаточно сложно, ведь далеко не все пострадавшие обращаются в милицию. Некоторые из них пишут жалобы в OLX. Если такие жалобы есть, то мы, по запросу правоохранительных органов, передаем их, и тогда сотрудники милиции могут использовать сведения и других пострадавших против мошенника. 

Дмитрий Покотило, управляющий партнер F.ua:

У нас бывали случаи, когда мошенники действовали через сервисный центр. Сдавал товар один человек, а пришел забирать другой. В такой ситуации мы обязательно связываемся с человеком, который оставил товар. Иногда владельцы даже не знают, что пришли якобы от него. Бывало, что владелец звонил и просил не отдавать товар конкретному человеку. Правильное и полное заполнение гарантийной документации и связь с владельцем товара практически полностью решают эту проблему.

Еще одна распространенная схема. Курьер приезжает по адресу доставки товара. Это первый этаж или офис. Покупатель говорит, что необходимо показать товар бухгалтеру, директору, бабушке, которую нельзя беспокоить, и заявляет: «Я сам отнесу», после чего исчезает или через окно (так как первый этаж), или через черный ход.

Автор: Александр Шокун 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.