РРО, ПРРО и их гибрид: Новые возможности фискализации в Retail в 2021 г.

08.12.2020
2908
PR-Материал

С 1 августа 2020 года бизнес получил возможность использовать, наряду с традиционными РРО, программные модели фискализации (ПРРО). Технология, созданная государством в первую очередь для снижения затрат на РРО для мелкого бизнеса, вызвала закономерный интерес и у крупных ритейлеров.


Как максимально использовать новые возможности в бизнесе и какие достоинства и недостатки имеют разные технологии – рассказывает Игорь Мартынюк, директор SystemGroup, одного из ведущих разработчиков фискальных систем в Украине, который имеет в своем портфеле оба типа фискальных решений – как традиционные РРО, так и ПРРО.

Программные РРО или РРО-принтеры – что выгоднее?

Обе модели фискализации имеют свои преимущества и ньюансы.  

РРО – технология традиционная, используемая много лет и потому более понятная и отлаженная. Да, она связана с необходимостью инвестиций в оборудование 1 раз в 7 лет и ежемесячным обязательным сервисным обслуживанием. Но при этом оборудование сертифицировано государством (внесено в Госреестр РРО), а производитель и Центр сервисного обслуживания несут ответственность за работоспособность и данные, которые формирует РРО. Это повышает безопасность бизнеса, защищает от вопросов ГНС относительно корректности данных, снижает риски штрафов и пр.

Программные РРО – не требуют стартовых инвестиций в оборудование (установить программу можно на имеющемся компьютере кассира или ноутбуке, смартфоне), а сам ПРРО, как правило, оплачивается помесячно. Но ПРРО - новая технология, с еще не устоявшейся законодательной практикой и процедурными вопросами. Здесь нет государственной комиссии, которая проверила ПРРО и гарантирует корректность его работы. Нет сервисного центра и эквайра, ответственных за передачу данных. Есть программа (ПРРО), и есть API фискального сервера налоговой. И вся ответственность за корректность работы ПРРО, передачу данных, их полноту, сохранность - лежит на владельце магазина или заведения. А требования со стороны государства к кассовой дисциплине и хранению контрольной ленты никуда не делись, и рисков здесь больше. 

Одно из самых существенных отличий в использовании РРО или ПРРО – работа в режиме off-line. Если классический РРО может работать без подключения к Интернет до 72 часов и без ежемесячных ограничений, то ПРРО зависим от on-line и не может работать off-line более 168 ч в месяц, и то при условии наличия заранее зарезервированных фискальных номеров. Это тонкий момент: даже у уже нашумевших на рынке коммерческих ПРРО режим off-line не до конца реализован.

Как-то можно использовать преимущества и того, и другого?

Да, мы разработали платформенное решение OFP iNNOVATE!, которое использует комплексный подход, позволяет применять разные модели фискализации и учитывает все смежные интересы бизнеса, не только передачу данных в ГНС. 

На рабочем месте кассира вы можете использовать любую технологию: программный модуль ПРРО или классический РРО, или даже мобильную кассу на Android. При этом инструменты администрирования, работа с ЕЦП, управление данными будут сконцентрированы на Фискальном сервере iNNOVATE!.

На сервере также работают электронные сервисы, которые облегчают управление инфраструктурой. К примеру, сервис iNNOVATE! Cabi.Net для регистрации РРО/ПРРО в ГНС и хранения документации позволяет в разы уменьшить затраты ресурсов на процедурный документооборот с ГНС по РРО. Сервис Cash&Cloud обеспечивает централизованное хранение данных со всех РРО / ПРРО в сети. Есть инструменты для мониторинга и дистанционноного администрования фискальных функций на рабочих местах и пр.

Какие модели фискализации вы сейчас рекомендуете клиентам? Как выбираете?

Все зависит от бизнес-задачи: технологии – лишь инструмент. Когда к нам обращается ритейлер, мы сначала запрашиваем и анализируем данные о формате точек (магазины, заведения, фудкорты, выездная торговля, доставка и пр.) и бизнес-процессах. Как организованы кассовые рабочие места? Какой поток покупателей, и насколько он равномерен? Какая ситуация с Интернет и его стабильностью (в регионах это частая проблема).  Есть ли собственная команда IT-специалистов, способных качественно сопровождать миграцию с одной технологии на другую? Есть ли возможности доработки кассового ПО и других смежных систем? Насколько эти системы функциональны и масштабируемы? 

И уже после этого мы рассчитываем и предлагаем оптимальную для них систему фискализации. То, что подойдет сети с современной front-office системой и командой IT-специалистов, будет нерациональным для сети минимаркетов, разбросанных по сельской местности.

Сегодня мы часто рекомендуем гибридные модели фискализации. К примеру, в столичных супермаркетах может быть установлен программный клиент ПРРО, на фудкортах использоваться переносной РРО на Android с мобильным приложением, а в отдаленных районах кассы будут работать на традиционных фискальных регистраторах. При этом данные и инструменты администрирования будут сосредоточены в одном месте, на Фискальном сервере. Именно такой подход обеспечит оптимальную стоимость владения. 

После аудита мы также можем порекомендовать часть кассовых мест реализовать как самообслуживание – в SystemGroup работает сертифицированный Центр компетенции по системам самообслуживания, и его эксперты могут заранее смоделировать, какой процент покупателей переориентируется на самообслуживание, и спрогнозировать KPI и окупаемость такого проекта.

Ситуация с пандемией тоже порождает новые бизнес-модели, причем быстро и не всегда предсказуемо. Ввод карантина выходного дня, к примеру, заставил магазины одежды и заведения HoreCa переорентироваться на выдачу on-line заказов – а это иной подход к организации кассовых рабочих мест.  

Чем Фискальная платформа отличается от ПРРО, которые уже предлагаются на рынке? 

Главное отличие OFP и Фискального сервера iNNOVATE! – это комплексный подход и возможность сочетать несколько технологий фискализации. Работая более 25 лет на рынке, мы понимаем, что на самом деле ритейлеру важно обеспечить весь спектр бизнес-процессов, связанных с кассами – ведь эффективность работы всей системы равна эффективности самого слабого звена. 

Потому мы дополняем фискальные функции инструментами для контроля кассовой дисциплины, хранения данных, мониторинга работоспособности, организации взаимодействия с ГНС по регистрации и перерегистрации РРО/ ПРРО. В платформу iNNOVATE! также входит маркетплейс приложений, который мы постоянно дополняем отраслевыми системами для автоматизации – например, для HoReCa, сферы услуг. 

Большое внимание мы уделили API, которое позволит интегрировать фискальные функции в уже используемые клиентом системы – CRM, CMS, BI, системы лояльности, аппараты самообслуживания и пр.

Решения iNNOVATE! уже где-то внедряются? 

Мы анонсировали новую Платформу в начале ноября – уже сейчас ведем несколько внедрений. На самом деле, активный интерес к Фискальному серверу iNNOVATE! сложился давно – он даже включен в Госреестр РРО как участник «Инновационного проекта ГНС», но мы сознательно откладывали старт, чтоб выпустить на рынок зрелое, комплексное и рабочее решение. Сейчас внедрения уже начались – для пилотов мы выбираем ритейлеров с разной спецификой (food, non-food), чтоб отработать разнотипные бизнес-процессы. 

Узнать больше о Фискальном сервере iNNOVATE! 

https://systemgroup.com.ua

Тел.: (044) 494 40 75, (095) 282 34 39

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.