Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Переизобрести велосипед. Как семья из Киева развивает сервис городской доставки CargoCult
На фото: владельцы службы доставки CargoCult/ Фото: Анастасия Рожинская
Алексей Хворостенко и Карина Агаханова решили бросить вызов автомобильной доставке в черте городе. С марта этого года они развивают доставку последней мили на грузовых электровелосипедах CargoCult. Рассказываем их историю.
Загореться идеей
Выбери себе работу по душе – и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни. Эта цитата Конфуция точно описывает путь киевского предпринимателя Алексея Хворостенко. Десять лет назад он уволился с должности финансового аналитика, чтобы начать работу по душе и посвятить свою жизнь велосипедам. Сначала он открыл небольшую веломастерскую на территории благотворительного магазина Ласка, а в 2017 году вместе с женой основал LifeCycle. Это веломагазин, мастерская и кафе под одной крышей. Пространство со временем переросло в сообщество велолюбителей. Как-то знакомые предприниматели попросили Алексея помочь доставить на ярмарку их продукцию и оборудование. Алексей установил на велосипед батарею, навесил прицеп и помог друзьям. Это навело его на мысль, что велосипеды можно использовать не только как средство перемещения людей, но и грузов.
Он начал интересоваться грузовыми велосипедами и всем, что с ними связано: искал и читал исследования, западную прессу, историю развития. Предприниматель загорелся идеей собственного грузового велосипеда.
Под данным исследования CYCLE, 25% всех товаров и 50% легких товаров в городе можно перемещать на велосипеде. В Копенгагене ежедневно перемещается 40 000 грузовых велосипедов, в Рио-де Жанейро грузы доставляют 11 000 каргобайков.
Готовые грузовые электровелосипеды – недешевое удовольствие, новые голландские стоят в среднем $5000. Алексей решил собрать велосипед сам, тем более, что у него был похожий опыт. Велосипедную раму ему сварили в Краматорске, все остальное – колеса, корзину, электробатарею, контроллер, GPS-датчик – он устанавливал сам. Когда первый велосипед был готов, в Киеве объявили карантин, закрыли магазины и общественный транспорт. Начался бум электронной коммерции и доставки.
На семейном совещании супруги приняли решение запустить службу доставки и назвать ее CargoCult, сокращенно от cargo culture, дословно – грузовая культура. “Мы хотим, чтобы в наших городах было меньше пробок, меньше вредных выбросов и больше пространства для людей, поэтому мы развиваем новую культуру доставки”, – говорит Карина Агаханова, супруга и соосновательница CargoCult.
От идеи к реализации
Клиентов решили искать с помощью социальных сетей. Первое объявление разместили на Facebook в локальной группе жителей Подола, предлагая воспользоваться доставкой за отзыв в социальных сетях. Объявление заметили и про сервис написали несколько городских СМИ, после этого появились и первые клиенты. Ими оказались мелкие предприниматели – фермеры, производители и продавцы крафтовых продуктов. Им всем нужна доставка – как для розничных клиентов, так и для бизнеса. CargoCult начал доставлять киевлянам фрукты, овощи, ягоды, зелень, косметику. Первый месяц работы показал, что грузовые велосипеды часто быстрее автомобилей, по крайней мере, в центре города. Это связано с тем, что велосипед не стоит в пробках и у него нет проблем с парковкой, за счет чего можно достаточно точно прогнозировать время доставки. Так, основатель “Сити Ферма” Антон Чесноков развозил микрогрин в рестораны на собственной машине. Доставка с Подола до центра с учетом поиска места для парковки занимала два часа. CargoCult это делает за 15 минут. “Быстрее просто не получится ни у одного вида транспорта. Считаю знакмство с Каргокультом нашей счастливой находкой для бизнеса”, – рассказывает Антон Чесноков.
Начав доставку, предприниматели столкнулись с задачей приема платежей. Как оказалось, почти половина клиентов желает оплачивать свои покупки и доставку непосредственно при получении. Основатели CargoCult рассказывают, что изначально не хотели иметь дело с наличными, поскольку для этого необходимо вести отдельный кассовый учет, у курьера должна быть сдача. В период пандемии бумажные деньги – негигиенично и небезопасно. Украинские клиенты уже привыкли оплачивать свои покупки картами и тот, кто хочет предоставлять удобный сервис, должен это учитывать. Перевод “с карты на карту” – не самое удобное решение, к тому же, еще и нелегальное. Учредители думали, как решить эту задачу, и решение нашлось. В конце лета "Ощадбанк" запустили сервис ОщадPAY на базе технологииі Visa Tap To Phone. Это приложение, которое превращает смартфон на платформе Android в POS-терминал для приема оплат бесконтактными банковскими картами и NFC-гаджетами без использования дополнительного оборудования. ОщадPAY как раз был создан для малого бизнеса, который развивает свою службу доставки, – интернет-магазины, рестораны, производители. Основатели CargoCult решили подключить ОщадPAY для своего бизнеса.
Как происходит подключение ОщадPAY. Рассказывает Карина Агаханова.
Мы искали решение, которое бы позволяло нам принимать безналичную оплату за товары, которые мы доставляем, а также за наши услуги. Покупка и настройка POS-терминала для каждого нового курьера – это дополнительные затраты и сложности. Решение, которое делает из смартфона POS-терминал, идеально нам подходит. Смартфон – это и так рабочий инструмент курьера, на него он получает информацию о том, какие на сегодня адреса доставки, звонит получателям, поэтому было бы логично добавить и возможность приема оплаты с помощью смартфона.
Процесс подключения можно разделить на три этапа – подписание документов, установка приложения на смартфон, тестирование сервиса.
Для того, чтобы подключить ОщадPAY, нужно оставить заявку на сайте или связаться с контакт-центром "Ощадбанка", после чего прийти в ближайшее отделение и подписать договор на эквайринговое обслуживание.
У нас уже был счет в "Ощадбанке", но для подключения ОщадPAY заводить его необязательно. После подписания договора с моей стороны банк берет несколько дней на проверку со стороны службы безопасности. Через несколько дней менеджер банка, с которым я контактировала во время подписания договора, прислала мне в смс инструкцию со ссылкой на приложение.
Чтобы начать работу, нужно настроить персональный кабинет и приложение для курьера, который будет непосредственно принимать оплату. Персональный кабинет – это кабинет предпринимателя, он же – главный кассир, который видит все транзакции, и может удалять и назначать новых кассиров/курьеров. Нашему курьеру для того, чтобы принимать оплату, нужно скачать на телефон два приложения (ОщадPAY и TapХpPhone), а также ввести логин и пароль, который ему задал главный кассир для входа в приложение. Для принятия непосредственно оплаты нужно ввести сумму в соответствующее поле в меню приложения оплаты и приложить карту к той части смартфона, где находится антенна NFC (обычно сзади, возле камеры).
Смартфон должен работать на операционной системе Android.7.0 и выше, с обязательным модулем NFC. Весь процесс подключения и настройки занял одну рабочую неделю. Из преимуществ – не нужно тратиться на абоноплату за обслуживание POS-терминала, комиссия – только процент от транзакции.
Мы только начали тестирование, но уже получили первые позитивные отзывы клиентов, которым мы упростили процесс оплаты.
Удобство как конкурентное преимущество
Как клиенты выбирают, у кого купить в интернете? На это влияет множество факторов: цена, удобство расположения, качества продукта, знание бренда, уровень сервиса. Алексей Хворостенко и Карина Агаханова убеждены, что успеха добиваются те, кто ставит во главу угла идеальный клиентский опыт. Это означает, что клиенту должно быть легко сделать заказ, получить его в прогнозируемое время, оплатить удобным для него способом и в случае чего – без сложностей вернуть. В их планах – расширение парка грузовых велосипедов, автоматизация процессов и улучшение клиентского опыта. В своем бизнесе они делают ставку на развитие удобного сервиса доставки и оплаты как ее неотъемлемой части.
Текст: Ольга Бондаренко
Фото: Анастасия Рожинская