Рестораны, личностное развитие и "латте-фактор" – ближайшее настоящее торговых центров

03.04.2019
1543

ТРЦ Sky Mall в Киеве. Фото: kyiv.comments.ua

Еда побеждает моду – об этом все чаще говорят участники украинского рынка торговой недвижимости. По оценкам экспертов, к 2020 году площадь, выделенная под рестораны и фастфуды в новых ТРЦ, может вырасти до 25% в сравнении с нынешними 10%. Какие еще тренды появляются на рынке торговой недвижимости и как их адаптируют в украинских реалиях? Retailers приводит выдержки из выступлений представителей консультантов по недвижимости на RDBExpo, прошедшей на прошлой неделе в Киеве.


Екатерина Весна, руководитель отдела торговых площадей JLL в Украине

Еда во главе

Современный потребитель тратит на просмотр картинок с едой в соцсетях 5 часов в неделю: фотографирует и выкладывает в Instagram, смотрит, что едят друзья, и выбирает, какую еду заказать себе. Около 61% миллениалов предпочтут ужин в новом ресторане вместо пары обуви, а 52% – пойдут на фестиваль еды, а не на музыкальный фестиваль, говорится в исследовании компании JLLFoodTrends 2019.

Также около 40% потребителей при выборе ТРЦ, в первую очередь руководствуются тем, в каком ресторане они хотят поесть. При этом потребители, которые посещают в ТРЦ кафе и рестораны, находятся в торговом центре на 35% дольше и тратят на 25% больше.

В Киеве за последние три года количество ресторанов увеличилось на 300 заведений, свидетельствуют данные "Ресторанного консалтинга". В прошлом году открылось 215 ресторанов, закрылось – 112.  В торговых центрах работает около 30% ресторанов, на стрит-ритейле – 70%.

 

*GBA – общая площадь торгового центра

Драйверы роста ресторанного рынка есть, но идеи рестораторов масштабируются быстрее, чем экономика страны и туристические потоки.

Новые форматы

Fast casual. Самые быстрые темпы роста в последние годы демонстрируют рестораны формата fast casual. Такие заведения предоставляют "неполный сервис" (пример – Vapiano), но стоят дорого. Часть заказа (например, напитки), клиент получает сразу, остальное – приносит официант. Интерьеры таких ресторанов не располагают к длительному пребыванию, тем не менее, в них приятно находиться.

Pick'mix – новый тренд, который представляет собой гибридизацию супермаркета и кафе/ресторана. Фуд-холлы появились в Европе достаточно давно, в Украине первый фуд-холл открылся в ЦУМе. В Одессе будет уже второй фуд-холл – Beerteka площадью 3 000 кв. м в ТРЦ Gagarinn Plaza.

JLL работает над привлечением Eataly в Украину – это основатели фуд-холлов, которые расширяются из Италии в другие страны. Сейчас они смотрят на рынок Украины. Компании нужны  площадки на 1000-2500 кв. м в центре Киева.

Сегодня выигрывает экономика впечатлений – нужно удивлять, предоставлять персонализированный и качественный сервис. Потребители готовы платить высокую стоимость за еду, если она обоснованная – дорогие ингредиенты, интерьер, обслуживание.

Ресторанному рынку Украины еще есть куда расти. Поэтому нужно закладывать в проект любого ТРЦ потенциал расширения фудкорта, но при этом тщательно просчитывать, чтобы не проиграть на аренде.

Анна Марсова, старший консультант по торговой недвижимости CBRE Ukraine 

Личностное развитие

Что происходит на рынке торговой недвижимости Европы? Торговые центры сосредотачиваются на обеспечении опыта для потребителя, магазины становятся шоу-румами, ритейлеры сокращают сети, оставляя наиболее прибыльные локации. При этом заведения Food & Beverage становятся неотъемлемой оставляющей шоппинга.

Развлекать уже не достаточно кинотеатрами, фитнес-клубами, нужен эдьютейнмент – выставки, мастер-класы, хабы, касающиеся не только шопинга, но и личностного развития. ТРЦ должны развивать это направление, чтобы отличаться от онлайн-магазинов, которые не могут предоставить подобный опыт.

Сейлы

Потребитель любит распродажи и на этом можно заработать. Помимо Black Friday, в Европе действует Cyber Monday исключительно для онлайн-магазинов. Ритейлеры "играют" с этими мероприятиями, предоставляя в онлайне скидку меньшую, чем в "Черную пятницу", либо наоборот. Потребителю сложно понять, попадает он в этот раз на большую скидку, или нет, поэтому платит дважды.

В Украине пока не знают о кибер-понедельнике, но растет значение "черной пятницы". Мы сделали анализ рекламных кампаний торговых центров стран Восточной Европы в Black Friday. По их результатам, в 2018 году рекламные компании украинских торговых центров были самыми активными, агрессивными, что повлекло за собой результат самого большого количества кликов в поисковике Google по "Черной пятнице" именно в Украине.

Латте-фактор

Улицы и офисы Киева переполнены людьми со стаканчиками. Так называемый латте-фактор стал неотъемлемой частью жителя большого города.

"Латте-фактор" – покупка, которую мы делаем каждый день, не задумываясь о ее ценности.

Торговые центры должны учитывать "латте-фактор". Некоторые торговые объекты уже создают уникальные кафе, то есть тематическое заведение, которое есть только в определенном ТРЦ и отображает его особенный характер. Начиная от входа в ТРЦ, потребитель ощущает атмосферу – запахи, музыка, текстура пола, свет. Музыка подбирается в соответствии со временем суток. Если проводится мероприятие – музыка должна быть динамичнее, чтобы люди более охотно тратили деньги. Утром музыка будет более спокойна, чтобы не напрягать и плавно ввести потребителя в состояние шопинга. Помимо этого, в ТРЦ появляются отдельные зоны для зарядки мобильных телефонов, а также зоны отдыха.

Записала: Татьяна Хомяк

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.