Гендиректор «ИнТайм»: «Рынок доставки замедлит темпы роста»

29.01.2015
4783

Компания «ИнТайм» — одна из немногих, кто продолжает доставку грузов в зону АТО. Генеральный директор Александр Троян письменно ответил на вопросы о доставке на Донбасс, результатах минувшего года и перспективах рынка доставки

Минувший год был сложным для большинства отраслей украинской экономики. Общее снижение деловой активности, существенное сокращение числа клиентов в «проблемных» регионах негативно отразилось и на бизнесе грузоперевозчиков. Тем не менее «ИнТайм» нарастила грузооборот на 8,3%. По сравнению с предыдущим годом, рост количества открытых отделений составил 13%. Сегодня клиентов «ИнТайм» обслуживают 502 представительства в 346 населенных пунктах. 

Показательно, что сегмент С2С (customer to customer) в 2014 году развивался более динамично, чем в предыдущие периоды. Частично мы связываем это с кризисными процессами в украинской экономике: среди населения становится все более популярным оборот бывшей в употреблении техники, мебели и предметов других товарных категорий. Тем не менее маркетологи компании «ИнТайм» в долгосрочной перспективе не считают потенциал этого направления более емким, чем сегмента В2В. Мы рассматриваем развитие сегмента В2В как более приоритетное. Основной месседж нашей новой стратегии позиционирования на внутреннем рынке можно сформулировать как «Доставка для профессионалов».

За последние 2–3 года прирост рынка экспресс-доставки грузов на 60–70% был обеспечен развитием интернет-торговли. Это важное направление работы, которому в компании «ИнТайм» уделяют особое внимание. Своим клиентам из числа онлайновых продавцов мы предоставляем такие услуги, как интеграция программного обеспечения, персональное сопровождение менеджером, возможность участия в бонусной программе или получения скидки, бесплатное складское хранение груза в течение 10 календарных дней, автоматический возврат невостребованного груза за день до окончания срока бесплатного хранения, специальная упаковка, а также дополнительные сервисы («личная страница», размещение информации о магазине в каталоге на нашем сайте, возможность отследить местонахождение груза в режиме онлайн и др.). Что же касается почтоматов, то сегодня достаточно сложно оценить долю этого канала в общей структуре рынка экспресс-доставки. Это новое направление, потенциал которого мы изучаем путем обслуживания через почтоматы наших клиентов в ряде городов (в настоящее время речь идет о 400 отделениях почтоматов).

Международная экспресс-доставка в настоящее время является одним из приоритетов развития нашей компании.  Если еще год-полтора назад процентное соотношение международных и внутренних отправлений в общей структуре грузоперевозок можно было выразить как 15 на 85%, то в настоящее время мы оцениваем его на уровне 20 на 80%. Высокий потенциал развития международной доставки обусловлен динамичным развитием интернет-торговли: все больше наших соотечественников заказывают товары из европейских, азиатских или американских онлайн-магазинов. 

Понимая, в какую сложную ситуацию попали наши клиенты, находящиеся в зоне проведения АТО, мы постарались максимально сохранить сеть своих представительств. Ведь «ИнТайм» для многих клиентов — единственное связующее звено с родственниками и друзьями, проживающими в других регионах страны. Сегодня наши представительства работают в десятках городов Донецкой и Луганской областей. Безусловно, военные действия влияют на график их работы. Какие-то представительства на определенный период вынужденно приостанавливают работу, где-то введен режим сокращенного рабочего дня (обо всех форс-мажорных обстоятельствах мы предупреждаем клиентов на нашем интернет-сайте). К особенностям работы в регионе следует отнести более длительные сроки доставки грузов, чем по другим маршрутам аналогичной протяженности вне зоны АТО. Это обусловлено спецификой самого передвижения автотранспорта, необходимостью прохождения различных пропускных пунктов, особым режимом досмотра грузов и пр. И те ограничения, которые в январе ввел СНБОУ, лишь усугубили данный тренд: сроки доставки еще больше увеличиваются. Еще одно последствие январских нововведений, к сожалению, касается стоимости таких перевозок. На плечи транспортных компаний, осуществляющих перевозку грузов в зону АТО и в обратном направлении, лягут дополнительные расходы. Это автоматически приведет к массовому пересмотру соответствующих тарифов в сторону увеличения. Пока сложно оценить размер удорожания. Но спешу заверить, что компания «ИнТайм» приложит максимум усилий для того, чтобы минимизировать последствия нововведений для наших клиентов.

Некоторые эксперты уже сегодня заявляют о начале процесса стагнации рынка, хотя по своим показателям мы видим, скорее, замедление темпов прироста. Но не исключаем, что в сегментах, в которых работают более мелкие игроки, действительно может наблюдаться рецессия. И этот тренд будет усугубляться в 2015 году под влиянием негативных политических и экономических факторов. Что же касается новых компаний, то в настоящее время процесс формирования рынка практически завершен. Сегодня на нем работает около четырех десятков предприятий, однако более 80% всех объемов экспресс-доставки приходится на 5–7 игроков. Появления среди лидеров новых операторов мы не прогнозируем.

Автор: Александр Шокун 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.