Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
12 интересных фактов о «Нова пошта»
AIN
Основатели «Нова пошта» Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк построили крупнейшую частную логистическую компанию в стране. Сегодня в активе «Нова пошта» более 2300 отделений и 23 000 сотрудников с годовой выручкой около $250 000 млн и в последние годы компания растет на 30–50%. Мы выбрали 12 интересных фактов из статьи AIN
Начальные инвестиции основателей (Вячеслава Климова и Владимира Поперешнюка) в 2001 году составили $7 000 (на тот момент 15 000–20 000 грн), и, по словам Климова, это были единственные деньги, привлеченные в компанию извне. Поначалу компания конкурировала не с другими экспресс-доставками, поскольку таковых на украинском рынке толком не существовало, а с проводниками поездов и водителями междугородних «Икарусов». Первым крупным клиентом "Нова пошта" стала розничная сеть "Мобилочка". Этот же клиент стал причиной первых серьезных вызовов в логистике. К примеру, в какой-то момент руководство «Мобилочки» потребовало доставлять грузы в любую точку Украины до полудня. Поначалу задача казалась невыполнимой, но без таких вызовов, по словам Климова, бизнес не смог бы развиваться.
Финансовый кризис 2008 года обвалил обороты «Нова пошта» на 30%. Но выяснилось, что из кризиса тоже можно выудить пользу. Пока конкуренты компании урезали траты на развитие, «Нова пошта» вложилась в маркетинг и найм менеджеров по продажам. На несколько месяцев компания перестала зарабатывать, но уже в декабре 2008 снова показала рост.
Первые десять лет основатели сами были основными двигателями стратегических решений, но сейчас вектор смещается в сторону менеджмента. «Мы до сих пор остаемся идеологами, авторами многих рыночных и технологических идей. Это правильно. Истории мировых успешных бизнесов это доказывают, — объясняет положение дел Климов. — Каким бы компетентным не был менеджер, нужен человек, способный сгенерировать даже абсурдную идею и быть ее драйвером».
В 2014 году из-за аннексии Крыма и военных действий на Донбассе компания Климова и Поперешнюка лишилась 15% бизнеса в Украине.
Последние 7 лет компания растет на 30–50% ежегодно.
«По классике менеджмента прирост свыше 20% на 12 месяцев — мегастресс для компании, мы уже давно работаем на пределе инфраструктуры. Конечно, время от времени система может давать сбои», — отвечает Климов, на вопрос, почему на страницах компании под каждым постом так много жалоб на обслуживание.
В 2016 году «Нова пошта» осуществила более 110 млн доставок, около четверти из которых пришлось на e-commerce-бизнес, а выручка группы «Нова пошта», в которую, кроме самой компании, входят еще четыре, составила 5,6 млрд грн.
Вячеслав Климов, Андрей Федорив и Владимир Поперешнюк. Источник фото: AIN
Одним из ключевых решений, которые повлияли на развитие компании, тут считают создание сети сервисных отделений. «Коллеги по рынку тогда к этому иронично относились. Считали, что достаточно открыть склад на въезде в город, — вспоминает Поперешнюк. — Сегодня в Киеве порядка 200 отделений. Бывает, что из окна одного видна вывеска другого». Партнеры объясняют, что сделано это специально: если отделения будут в пешей доступности, доставка перестанет быть стрессом для клиента.
Сегодня в активе «Нова пошта» более 2300 отделений и 23 000 сотрудников (для сравнения, у «Укрпочты» — 11 500 отделений и 73 000 работников).
В 2016 году компания оказалась на 1428 месте в рейтинге топ-5000 самых быстрорастущих европейских компаний, составленных изданием Inc.
«Мы задали очень высокую планку ожиданий. Если раньше клиенту было достаточно гарантии довоза и возможности трекинга груза, то сейчас, кроме доставки, потребители хотят много дополнительных услуг: онлайн-сервисов для управления посылкой, доставки за границы Украины, доставки сегодня на сегодня и т.д.», — рассказывает Владимир Поперешнюк.
В начале 2018 года в районе Окружной в Киеве будет запущен «Национальный терминал». Общая площадь только первой очереди составит 15 000 кв. м, и, по предварительным подсчетам, это позволит обрабатывать 600 грузовиков и сортировать более 400 000 штрихкодов товаров в сутки. После полноценного запуска терминал будет сортировать грузы со скоростью 4 м/с, что приравнивается к 14,4 км/ч. Для сравнения: обычные сортировочные ленты работают со скоростью 0,7 м/сек или 2,52 км/ч. Позже такие сортировочные центры планируют открыть еще в семи украинских городах.
«В Национальном терминале «Нова пошта» работает сканер, который с шести сторон сканирует посылку. Где бы ни был наклеен штрихкод, он будет считан. Если бы это делали вручную, операция проходила бы в 10 раз медленнее. Можно пересчитать это в минутах или деньгах», — комментирует Климов. Если сравнивать первое полугодие 2017 года с первым полугодием 2016, количество операций с товаром, которые провела «НП Логистик», выросло в 2,6 раза.
В «Нова пошта» есть два подразделения, которые отвечают за инновации: департамент разработки и управления продуктами и департамент research&development, в общей сложности в них работает более 25 человек.
Сервис NP Shopping, позволяет заказывать товары в интернет-магазинах США и Европы. В январе этого года, на этапе запуска, было обработано 5000 заказов, то в сентябре их количество составило уже 25 000.
«Сегодня компания «Нова пошта» тянет вверх сразу несколько смежных отраслей, например, с ними работает другой наш клиент — OLX, — рассказал AIN.UA маркетолог Андрей Федорив. — Огромное количество ecommerce-компаний, мелкий и средний бизнес в Украине развиваются в том числе потому, что у нас в стране есть хорошая логистика. Это особенно заметно в сравнении с проектами в других странах, например, в Казахстане или Узбекистане».
НАУ разработал для «Нова пошта» беспилотник, способный перевозить грузы весом до 4 кг. В проекте разработка беспилотника для перевозки крупных грузов: от 500 кг до 1 тонны.
Подготовил: Александр Шокун