К Крещатику проявили интерес: арендаторы возвращаются на главную улицу Киева

28.08.2017
4069

sdamkvartiry.com

Главная торговая улица Киева пережила непростой период: две революции и последующий кризис. Многим операторам пришлось закрыть свои магазины. Однако за последний год интерес к Крещатику со стороны арендаторов начал восстанавливаться, так что на этой улице ощутимо снизилась доля пустующих площадей

Падения и взлеты

До кризиса 2008–2009 годов найти свободные помещения на Крещатике было практически невозможно. При выходе в Украину открытие первого магазина на центральной улице Киева считалось must have для каждого крупного западного fashion-ритейлера. Интерес компаний к Крещатику носил скорее маркетинговый характер, чем коммерческий (в том числе из-за неоправданных арендных ставок), отмечали участники рынка. По их данным, на тот момент снять помещение в этой локации обходилось в $400/кв. м в месяц.

С наступлением мирового экономического кризиса часть арендаторов закрыла свои магазины. В том числе по этой причине арендные ставки на Крещатике упали до $70–100 за кв. м в месяц. «В период с 2010 по начало 2013 года улица восстанавливала репутацию и рост спроса среди ведущих ритейлеров», — отмечает управляющий директор Colliers International в Украине Александр Носаченко.

В результате арендная ставка постепенно начала восстанавливаться, достигнув пика в 2011 году — $300 за 1 кв. м, но до докризисного уровня так и не вернулась (см. график). Начавшиеся в конце 2013 года противостояния на Майдане Незалежности и последовавший за этими событиями кризис привели к массовому закрытию магазинов на Крещатике и снижению пешеходного потока. В результате доля вакантных помещений по итогам первой половины 2014 года достигла 12%, а уже в августе 2015 года — 19%. Касательно арендных ставок, то за отчетный период они снизились до уровня ставок в торговых центрах Киева (до $70 за кв. м в месяц), чего не было даже в кризисные 2008–2009 годы.

Однако за последний год ситуация с арендой помещений на Крещатике стала выравниваться. «Люди постепенно начали возвращаться на главную улицу города. На фоне условно стабильной экономической и политической ситуации в стране на главной улице города присутствует тенденция к восстановлению», — говорит Александр Носаченко. Уровень максимальной арендной ставки на качественные помещения Крещатика площадью 150 кв. м достиг $83 за кв. м в месяц.

Наивысшие арендные ставки на главных торговых улицах

 

Уровень вакантных площадей на Крещатике на сегодняшний день составляет примерно 10–12%, уточняет руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Екатерина Весна. Зачастую пустыми остаются помещения площадью более 500 кв. м с завышенными арендными ставками.

«Можно сказать, что до 2014 года арендаторы готовы были закладывать более высокие расходы на аренду для улицы Крещатик, что составляло около 25–30% от оборота и выше. На сегодняшний день арендный платеж должен соответствовать рентабельной доле расходов», — рассказывает Екатерина Весна.

Акцент на развлечения

По данным компании RealtyStory, доля магазинов fashion-сегмента на Крещатике ежегодно снижается, существенно растет доля кафе, ресторанов, кофеен. «Сейчас fashion-ритейл составляет от силы 20% всех площадей на Крещатике», — отмечал в недавнем интервью информагентству «Интерфакс-Украина» генеральный директор компании «ЭСТА Холдинг» (владеет столичным ЦУМом) Максим Громадцов.

Так, в 2016 году закрылось 16 магазинов одежды, а открылось лишь восемь. В то же время новых кафе и ресторанов открылось 47 против 38 закрывшихся. Банки сегодня занимают около 20–30% помещений стрит-ритейла, еще 15–20% — магазины одежды, обуви и др.

На Крещатик возвращаются операторы, которые в 2014 году были вынуждены закрыть свои магазины. К примеру, сеть «Алло» в прошлом году открыла торговую точку площадью 120 кв. м и рассматривает возможность расширения магазина.

«Решение открыть магазин было принято в начале прошлого года. До революции на Крещатике компания успешно вела свою деятельность в двух магазинах «Алло». После драматических событий мы не сразу решились зайти вновь на главную улицу страны. Однако когда стало понятно, что Крещатик оживает, появляются люди и есть спрос на наши товары, приняли решение возвращаться», — рассказывает директор по развитию и управлению форматами сети «Алло» Николай Астапов. По его словам, конверсия магазина почти сопоставима с другими магазинами «Алло» в Киеве. А вот средний чек на 20% выше, чем в среднем по Киеву, а среди стрит-магазинов — на 40%.

В режиме ожидания

По мнению Екатерины Весны, операторы сегмента fashion по-прежнему рассматривают в первую очередь Крещатик для размещения своих флагманских магазинов.

Так, в марте этого года компания Arber Fashion Group открыла четвертый магазин на центральной улице. Он стал флагманским и самый большим в сети.

«Это было стратегическое решение. Сначала мы открыли небольшой магазин площадью 60 кв. м возле Бессарабки. Он показал хорошую динамику, мы довольны результатами его работы. Потом у нас появилась возможность открыть двухэтажный магазин в традициях ключевых fashion-ритейлеров во всем мире», — рассказывает CEO Arber Fashion Group Вадим Золотаревский. По его словам, магазины Arber на Крещатике захватывают самый большой в Киеве туристический трафик. Эта аудитория не связана с аудиторией клиентов других магазинов сети.

Однако главной проблемой Крещатика, по мнению Вадима Золотаревского, является то, что основная аудитория низкобюджетная, с низким средним чеком. «Безусловно, Крещатик не является решающим местом для шопинга, как, к примеру, центральные улицы в других странах Европы. В крупных европейских столицах, таких как Лондон, Вена, Рим, всегда на главной торговой улице показатели операторов очень высоки. Крещатик может вернуть свою славу со временем, но для этого там должны открыться магазины с критическим набором форматов, которые будут популяризировать улицу как место для шопинга большой аудитории», — поясняет Вадим Золотаревский.

Уже сегодня Zara, Mango, «Всі.Свої», Argo, ЦУМ начали формировать критическую массу качественных форматов, которые будут способствовать становлению Крещатика как места для шопинга. Большинство операторов не скрывают надежд на приход на Крещатик известного бренда H&M.

Автор: Татьяна Хомяк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.