Наталья Кравец, директор ТЦ «Домосфера»: «Мы снизили арендные ставки на 50%»

03.08.2015
5038

пресс-служба ТЦ "Домосфера"

 

Два торговых центра, входящих в многофункциональный комплекс «Столичный», — «Домосфера» и «Атмосфера» — открывались в разгар экономических кризисов. «Домосфера» появился в 2009 году, «Атмосфера» в — 2014-м. Директор ТЦ «Домосфера» Наталья Кравец в своем интервью рассказала, что: 

  • «Домосфера» заняла свою нишу, и сейчас вакантность не превышает 10%;
  • ежедневно «Домосферу» посещает 1 200–1 500 человек, но это «качественные» посетители, которые осознанно приезжают за покупкой;
  • чтобы выжить в кризис, нужно смириться, что все будут зарабатывать меньше; 
  • арендные ставки в «Атмосфере» зафиксированы в гривне и снижены по сравнению с прошлым годом вдвое.

— В ТЦ «Домосфера» и «Атмосфера» продаются товары премиум-класса. Насколько сильно вас задел нынешний кризис?

— Ситуация в стране очень сильно влияет на всех, в том числе и на нас. Как и все, мы стали меньше зарабатывать. Чтобы поддержать арендаторов и сохранить их бизнес в наших торговых центрах, мы снизили арендные ставки и зафиксировали их в гривне. На сегодняшний день арендные ставки по сравнению с прошлым годом уменьшились на 50%.

Мы сделали это, потому что торговый центр — это общий бизнес арендатора и арендодателя. Нельзя ставить перед собой только одну цель: заработать денег на сдаче в аренду площадей. Для нас важно, чтобы мы совместно с нашими арендаторами двигались вперед.

Так, в «Домосфере» есть компании, которые с нами с самого открытия, т. е. с 2009 года, и с того времени заняли дополнительные площади, потому что не прекращают развиваться и расширяться. Например, компания «Мирс» начала с магазина посуды «12 персон», а затем открыла большой салон техники, мебели и предметов интерьера «Проект-900», на территории которого находится единственный в нашей стране фирменный розничный корнер Liebherr. Компания Dominio Home сначала открыла бутик итальянских дверей, а сейчас у них еще и большой бутик мебели и товаров для дома, бутик паркета. Компания Freedom работает с нами уже шесть лет и в прошлом году открыла еще один салон — первый в Украине монобрендовый бутик Visionnaire by IPE Cavalli. 

Мы относимся к нашим арендаторам как к партнерам. Со всеми арендаторами мы общаемся, потому что нам важно знать их мнение. Ведь это именно они привлекают посетителей в торговый центр.


В кризис тоже можно работать. Да, мы зарабатываем меньше на аренде, но мы даем возможность арендаторам вести свой бизнес, сохранять рабочие места и платить заработную плату своему персоналу, развиваться самим и помогать развиваться нам.


— Никто из ваших арендаторов не ушел, не закрылся?

— Некоторые из арендаторов отменили открытие магазинов в ТРЦ «Атмосфера», некоторые заморозили свои проекты. Однако, что касается «Домосферы», на сегодняшний день заполняемость торговых площадей превышает 90%.

За последний год наиболее существенной потерей для нас стало закрытие супермаркета деликатесов на первом этаже. Увы, деликатес-маркет Delight ушел с рынка и закрыл все свои торговые объекты. 

Однако это дало нам возможность начать на этой площади новый проект — первый в Украине фермерский рынок в торговом центре. Открытие планируется уже в сентябре 2015 года.

Закрылись несколько мелких компаний, но на их место пришли другие. При этом нам приятно, что активизировались отечественные компании. В этом году в «Домосфере» открылись шоу-румы компаний «Лирона», Prime Classe, в августе-сентябре ожидаем открытия бутиков украинских производителей Elio, Reforest.

— Вам «повезло» открывать «Домосферу» весной 2009 года, в разгар первого кризиса, а «Атмосферу» — в 2014-м, в очень тяжелые времена не только для ритейла, но и для всей страны. Когда было сложнее?

— Сложнее было открыть «Атмосферу», потому что и в тот момент, и сейчас наша страна переживает один из самых драматичных периодов в своей истории, что совершенно не способствует развитию ритейла.

К тому же, в отличие от «Домосферы», здесь представлены товары повседневного пользования, одежда, обувь, подарки, а покупатели привыкли, что данные товары premium-сегмента находятся в центре. К тому же ТРЦ «Атмосфера» больше ТЦ «Домосфера» по площади (38 000 кв. м и 30 000 кв. м соответственно).

Сейчас компании не рискуют своими инвестициями и стараются не вкладывать деньги в открытие новых торговых площадей, потому что их главная задача — сохранить то, что уже есть.  Так что на сегодняшний день заполняемость ТРЦ «Атмосфера» порядка 55%. Но 6 августа у нас открывается пятизальный кинотеатр «Мультиплекс» и заполняемость будет уже около 65%. 

— Думали над тем, чтобы изменить формат?

— Переформатироваться мы не будем. В 2009 году, когда открывалась «Домосфера», тоже было очень тяжело. Но мы верили в этот проект, и сегодня ТЦ «Домосфера» — это единственный в Украине торговый центр, где собраны самые качественные и брендовые товары для дома premium-сегмента, среди которых легенды дизайна от Филиппа Старка, Арне Якобсона, Вернона Пантона, Ле Корбузье, Фабио Новембре, бренды IPE Cavalli, Versace, Rothental, Swarovski и другие.

У «Атмосферы» есть свои особенности. Например, большинство брендов можно найти только здесь, и больше нигде в Украине. Среди них монобрендовые бутики Bikkembergs и Bikkembergs Kids, литовские бренды Julia Janus и Audimas, немецкий магазин мужской одежды Joop!, французский бренд шляпок Vendômes, мужской бренд ES Collection.

На парковке «Атмосферы» работает автокинотеатр с самым большим в Украине экраном. Даже у удаленного от центра месторасположения есть свои преимущества. К нам всегда можно добраться без пробок, а также удобно и быстро припарковаться, не кружа в поисках свободного места. Тем более что у нас внедрена система «интеллектуальный паркинг», которая поможет сориентироваться автовладельцам.

Отмечу, что пока на товар наших арендаторов есть спрос, мы готовы обеспечить и предложение. Ведь наши основные покупатели — это люди бизнеса, которые продолжают работать в нашей стране сейчас, продолжают зарабатывать и хотят покупать хорошие вещи, получая отличный сервис. Да, их осталось не так много, может, 5–6%, но они есть, и мы работаем для них, и тех, кто стремится к их уровню.

— Открывать «Атмосферу» в связи с кризисом не боялись?

— Не боялись, потому что кризис всегда дает возможности. Возможности для того, чтобы что-то пересмотреть, возможности для открытия чего-то нового. Кризис — это не повод закрыться, никуда не ходить и ничего не покупать, ведь жизнь продолжается. Кто-то должен зарабатывать, кто-то должен тратить, кто-то должен помогать. Круговорот не должен прекращаться, и тогда все будет хорошо.

Многие ТЦ, заявлявшие об открытии в 2014–2015 гг., заморозили проекты, перенесли открытие на 2–3 года. Мы же не стали ждать лучших времен, а дали возможность арендаторам, которые вложили средства в обустройство и ремонт помещений, закупили товар, работать и зарабатывать.

— А когда ваши ожидания оправдала «Домосфера»?

— «Домосфера» сразу оправдала ожидания. Мы успешно заняли свою нишу, и к нам приезжают обеспеченные люди из всей Украины.

— Сколько человек посещают «Домосферу» в день?

— В среднем 1 200–1 500 человек, в выходные — до 3 000. Да, это не 30 000 человек, как в других ТЦ, но учитывайте, что посещаемость — это еще не показатель покупательной способности и среднего чека. В обычных ТЦ может быть очень много людей, потому что это удобное времяпрепровождение, особенно в плохую погоду. Зачем гулять в парке под дождем, если можно находиться в уютном помещении. Тем более если ТЦ красивый, расположен в жилом массиве или недалеко от метро. У нас же ситуация иная. У нас нет «прогуливающихся туристов». Все наши клиенты приезжают к нам целенаправленно, потому что большая часть — это бизнесмены, для которых время — деньги. К тому же в «Домосфере» особая группа товаров — это не сегмент FMCG. И по статистике среднестатистический потребитель меняет мебель в лучшем случае раз в 8 лет, и ремонты делаются не так часто. Поэтому наши клиенты совсем другие.

— Какие планы по развитию на ближайшее будущее?

— Сегодня мы видим большую перспективу в поддержке малого и среднего бизнеса. Поэтому, как я уже говорила, в сентябре мы открываем «Фермер-базар» на первом этаже ТЦ «Домосфера». На общей площади около 1 000 кв. м будет представлена продукция отечественных фермерских хозяйств. Мы хотим дать возможность небольшим фермерским предприятиям расти и развиваться, находить своих клиентов, выходить на новый уровень производства, качества товара и сервиса.

«Фермер-базар» станет местом интересных кулинарных событий, мы будем проводить мастер-классы, фермерские фестивали, дегустации, встречи с поварами и фуд-коучами.

«Атмосфера» проводит интересные фестивали, посвященные выдающимся украинкам — Соломии Крушельницкой, Марко Вовчок, Катерине Билокур, фестивали дружбы с Литвой, Грузией, которые собирают большое количество посетителей. Так, на очереди фестиваль украино-американской дружбы #usainua, который состоится 15–16 августа.
Я думаю, что наше месторасположение имеет перспективу на будущее. Ведь в городе уже практически негде строить что-либо, а окраина города — это, можно сказать, нетронутая территория, которую тоже нужно развивать.


Автор: Катерина Орловская 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.