Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
«Трансформация — это сложно, долго и дорого», — владелец компании MTI Владимир Цой
фото: Александр Аврамчук
Вчера в Киеве прошел SUP DAYFORUM, в рамках которого предприниматели поделились собственной экспертизой и опытом ведения бизнеса. Одним из спикеров выступил владелец компании MTI Владимир Цой. МТІ — крупнейший в Украине обувной ритейлер, который развивает сети «Интертоп», монобрендовые магазины Ecco, Geox, Clarks, Armani Exchange. Помимо этого, компания владеет ювелирной сетью Pandora, логистическим центром и одним из крупнейших дистрибуторов IT товаров и решений. Владимир Цой рассказал о трансформации бизнеса на примере сети «Интертоп»
Предыстория
Началось все в 1990-х годах с банальной компьютеризации и обучения наших сотрудников. Затем наступила автоматизация финансовой деятельности, пресловутый 1С. Следующим этапом стало внедрение ERP. Все эти процессы проходили с разным успехом.
Затем уже начался вал IT-продуктов и решений, когда по большому счету мы и сами не понимали, за что хвататься: API, CRM, big data, облачные решения, чат-боты и т.д. А дальше нас ждет искусственный интеллект, роботизация, виртуальная реальность.
На мой взгляд, это выглядит, как страшная форма мести ботанов всему человечеству. Я вспомнил старую шутку: отличники имеют хорошую работу, хорошисты возглавляют отделы, троечники руководят компаниями, а двоечники получают дивиденды. Речь идет о том, что эмоциональный интеллект в построении карьеры важнее, чем IQ. По исследованию компании Gartner, 75% опрошенных ставят эмоциональный интеллект на первое место. И вот это время на этом закончилось. Сейчас на первое место кроме IQ, soft skills, hard skills выходит понимание и умение использования новых технологий. Если вы этого не умеете, то, каким бы высоким ни был ваш эмоциональный интеллект, вы не сможете двигаться вперед. И мы должны это понимать и к этому стремиться.
Трансформации на примере Intertop
Intertop — один из самых известных наших бизнесов. На его примере я расскажу, как мы внедряем новые технологии.
Первый магазин Intertop был открыт в 1994 году. Сегодня это 13 розничных сетей, 109 офлайн-магазинов, 2 онлайн-магазина и более 100 брендов.
Что мы делаем в плане трансформации? Раньше это было большое количество «кирпичных» магазинов, и до кризиса они успешно торговали. В связи с кризисом и наступлением e-commerce все наши процессы были переосмыслены не только потому, что потребитель изменился, а потому что сами процессы стали уже другие. Потребитель не хочет уже просто идти в магазин. Он хочет посмотреть в интернете, и затем уже прийти в магазин. И вот наши сервисы — резерв, пикап, shop to shop, shop to door, онлайн-полка магазина — тому подтверждение.
Каждый сталкивается с ситуацией, когда приходишь в магазин, а нет размера, но при этом покупатель понимает, что есть склад, есть другой магазин. Что делает продавец? Он звонит в другие магазины узнать, есть ли у них этот товар в наличии. И покупатель должен ехать уже в другой магазин. Чтобы такого не было, мы определили автоматический поиск товара по магазинам, и, соответственно, когда товар найден, он идет в нужное покупателю место, а не наоборот.
То, что мы делаем в области e-commerce, наверное, делают многие: адаптивный дизайн, мобильное приложение, открытый интерфейс. И то, что мы недавно стали делать, это идти в сторону нишевого фешен-маркетплейса. Сегодня у нас несколько новых коллабораций. Из того, что можно сказать, — это продукция Nike. Часть товара этого бренда мы продаем сами, а часть бренд реализует на нашей площадке.
В ноябре 2017 года на сайт Intertop зашли 1,7 млн посетителей. Конечно, на этот показатель повлияла «черная пятница». Но уже в марте этого года у нас было 2 млн заходов на сайт.
В прошлом году сотрудникам нашего кол-центра дали возможность продавать. И кроме того что они принимают заказы, они еще и продают. Я сам был скептически настроен, но эксперимент оказался успешным.
Мы делаем доставку за 24 часа в Киеве и пытаемся выйти на Украину. Мессенджеры сейчас работают, чат-бот делаем. Бесконечная полка — это большие дисплеи, которые есть в каждом магазине, и всегда можно получить 20 000 SKU, зайдя в приложение.
В 2017 году, по сравнению с 2016-м, мы выросли на 28% офлайн и на 64% онлайн, а также в 3,6 раза omnichannel.
Факапы
О них можно рассказывать очень много. Но если говорить о цифровой трансформации, то главный вопрос в том, как найти инновации. Мы пару лет безуспешно награждали лучших сотрудников или давали им бонусы.
В итоге мы сделали хакатон (конкурс проектов) MTI. Привлекли компанию, которая создала мотивирующие ролики, что нужно идти на хакатон и предлагать идеи. И вот мы выбрали три лучшие идеи. Одна из них была блокчейн в системе лояльности для наших покупателей в обувном бизнесе. Мы все это сделали, сотрудники были довольны тем, что можно давать идеи, и их выслушают. Но все закончилось, к сожалению, тем, что мы не придумали, как это реализовать. Сотрудник, который «заболел» этим блокчейном, перестал работать и занимался только этой идеей. А мы думали, что он будет и работать, и заниматься блокчейном. И нам пришлось убрать его из компании.
В этом году мы думаем над тем, как реализовать эти инновации. Мы понимаем, что без отдельно выделенного центра, который бы занимался этим целенаправленно, смотрел, что есть в мире, нам не обойтись. Я сам слежу за стартапами и обнаружил много интересных. Например, один интересный украинский стартап, который говорит, что 10% людей имеют проблемы со слухом и для них покупки в магазине никак не адаптированны. Ребята придумали программу, как общаться с этими людьми. Так работают очень многие большие компании. И ищут стартапы, которые могут решить ту или иную проблему.
Если говорить об изменении, то вы ничего не сможете сделать, пока не поменяете корпоративную культуру в компании. Все начинается с людей. Пока люди не настроены на изменения и пока не будет лидера изменений, то будет сложно это сделать. К примеру, мы три года назад стали говорить о e-commerce, стали делать конференции. Но пока не взяли дорогого для нас «экспата», дело не пошло. Поэтому, конечно, нужны идеи, лозунги. Но нужны и люди, которые будут это делать. Трансформация — это сложно, долго и дорого. Но в конце вас ждет успех и много довольных покупателей, и вы что-то заработаете.
Записали: Александр Шокун, Валерия Дорош