Развитие «Укрпошта» станет драйвером для «Нова пошта» — Виталий Яницкий, GoLab

05.07.2017
15768

Фото: Ukrainian E-commerce Expert

На последнем форуме E-delivery Expo руководители «Укрпошта» заявили о масштабных планах выхода в сегмент доставки в электронной коммерции. Как это отразится на рынке доставки в целом и на бизнесе крупнейшего частного игрока «Нова пошта»? Об этом в своей колонке рассуждает предприниматель Виталий Яницкий, который имеет многолетний опыт в бизнесе доставки и не понаслышке знает, как формировался этот рынок

 

Изменения, происходящие в государственной «Укрпошта», однозначно позитивные. За всю историю Украины еще не было похожих прецедентов, хотя по большей части это еще и правильный пиар. Новая команда управленцев «Укрпошта» подобрана качественно, они делают правильные шаги. На рынке доставки на сегодня сформировалось две команды профессионалов: «Укрпошта» и «Нова пошта», плюс «осколки» команд, которые уже побывали на борту этих компаний или никогда туда не попадут.

Самая большая проблема может возникнуть с линейным персоналом «Укрпошта». У компании есть определенные социальные обязательства перед сотрудниками и государством. Чтобы обеспечить клиентский сервис, людей придется переучивать, руководству нужно суметь изменить жизненную философию персонала. Зачастую менять в десятки раз сложнее, чем строить с нуля.

Сейчас потребитель решает, как и где он хочет получать свои посылки, а рынок последней мили можно сформировать заново. Компания «Нова пошта» в свое время изменила модель работы интернет-магазинов. Фактически она сначала «сломала» рынок доставки «до двери», а потом создала свой в виде большого количества отделений и обучила его. Если раньше интернет-магазин говорил потребителю, где и каким способом ему получать заказ, то с агрессивным развитием сети отделений «Нова пошта» уже конечный покупатель заказывает «музыку» и диктует, когда и как он хочет получить услугу доставки. Крупные интернет-игроки не работают с операторами, у которых плохое качество услуг, даже несмотря на низкие тарифы.

«Укрпошта» и «Нова пошта» работают на одном рынке, но у них разные философии. Первая — госкомпания, вторая — частная. Топ-менеджменту эта компания досталась по наследству, вторая создавалась с гаражей. Собственники «Нова пошта» рисковали, придумывали и становились лучше. У управляющего партнера на первом месте клиенты, эффективность и прибыль, которую они реинвестируют опять в эффективность и улучшение сервиса для клиентов. У «Укрпошта» — экономия, оптимизация, согласование, социальная нагрузка. Руководящая команда «Укрпошта» хочет пройти экзамен перед всем миром на изменение государственных предприятий, то есть частично преследует пиар-цели. Выходит, что клиент у них не на первом месте, и исходя из этого выстраиваются все остальные процессы. Судить о результатах можно будет через 3–5 лет.

У «Нова пошта» есть сервис и технологичность, у «Укрпошта» — инфраструктура. У «Укрпошта» самое большое количество точек выдачи и их проникновение. Но минус — это оснащенность отделений компьютерами и программным обеспечением. В 60% отделений нет компьютеров. ИТ-инфраструктуры в современном понимании можно сказать, что нет вообще. На сегодня «Укрпошта» по технологическому развитию находится на уровне 2007 года. В компании было около 9000 баз, которые предстоит правильно собрать воедино, чтобы построить обновленную компанию. Это как поменять запчасти на машине, которая едет. Современные технологии позволяют делать все быстрее, чем ранее мы могли себе позволить. Одно качественное мобильное приложение может заменить большое число операционных процессов «Укрпошта» и скрыть их от конечного потребителя. Все будет зависеть от команды «Укрпошта» и заказчика «банкета» в лице государства.

Государственная форма собственности дает «Укрпошта» преимущество в привлечении финансовых ресурсов. Например, ЕБРР весьма охотно даст кредит или финансирование на программу Green Logistics под государственные гарантии. Топ-менеджеры могут рассчитывать, что ответственность по привлеченным деньгам возьмет на себя государство, а они просто покинут должность в случае разногласий. Государство в нашем случае понятие размытое. В случае частной компании, каковой является «Нова пошта», за кредиты несут ответственность акционеры, как правило, своим поручительством, как было и у меня в бизнесе. Также у «Укрпошта» есть доступ к мировой государственной логистической инфраструктуре. Компания, например, может взять у почтовых гигантов, таких как «Дойче Пост», б/у оборудование или технологию в виде помощи государству и также получить экспертизу рынка.

«Укрпошта», как госпредприятие, всегда использовалась политическими силами для доступа к электорату и влияния на него. Через эти каналы работали политические силы. Сейчас уже задачи немного другие. От нового менеджмента госкомпании ждут результат в виде оптимизации затрат, «обеления» работы государственных компаний и в целом работы правительства.

Но нельзя исключать, что цель доступа к электорату остается. Раньше задачи «Укрпошта» спускались сверху вниз и в меньшей степени были связаны с коммерцией или сервисом. 

У каждого процесса должен быть заказчик. В «Нова пошта» заказчики — акционеры, то есть конкретные личности с именем и фамилией. Заказчик в «Укрпошта» — это государство без имени и фамилии.

 

Конкуренция между «Нова пошта» и «Укрпошта» будет по цене, скорости и качеству

В основном украинский потребитель предпочитает экономить, но есть группа покупателей, которым важна скорость. Многие жители мегаполисов, привыкшие к ускоренному ритму жизни, хотят получить услугу быстро и готовы платить больше. Эта категория людей сейчас обслуживается в «Нова пошта». «Укрпошта» сможет частично забрать эту аудиторию, если сумеет создать дополнительный сервис и позиционирование. На нашем рынке почти не существует лояльного покупателя, который был бы лоялен к чему-либо, кроме цены. Многие крупные игроки сегмента e-commerce делали эксперименты по бесплатной доставке. Эти эксперименты не увеличили средний чек и количество покупок — они просто снизили свою маржу. Существует большая категория потребителей, которая готова ждать. «Укрпошта» сделала ставку на них: посылка будет идти дольше, но дешевле. Для них это единственно возможный вариант выхода на рынок и у них есть шанс забрать часть клиентов «Нова пошта». Любой игрок, который даст качество и скорость сегодня, имеет шансы «откусить» долю рынка у лидера.

Развитие «Укрпошта» я считаю скорее драйвером «Нова пошта». Они застыли на вершине, и толкать их некому, не говоря о том, чтобы опередить. Чем больше «Укрпошта» будет ускоряться, тем больший толчок для развития получит «Нова пошта».

Остальные игроки не имеют технологического интеллекта и профессионального менеджмента, поэтому не смогут обеспечить качественный сервис под требования бизнеса и конечного потребителя. Уже в следующем году мы увидим уход или трансформацию некоторых игроков. На рынке доставки в В2С останутся два основных игрока и несколько нишевых. Рынок ждет консолидация и укрупнение.

Автор: Виталий Яницкий, основатель инновационной лаборатории GoLab, экс-владелец группы логистических компаний PGK Groupe

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.