Как отличается потребительское поведение украинцев и поляков

04.11.2015
3804

www.facebook.com/vitaliy.kedyk

Виталий Кедык СЕО Wishround в своей колонке сравнил рынки электронной коммерции и покупательское поведение Украины и Польши

Сегодня многие украинские компании, которые ориентируются на европейский рынок, присматриваются к Польше как к «окну в Европу». Помимо «эмоциональной привязанности» двух добрых европейских соседей, декларирующих родственные ценности, нас связывают общие характеристики, а также тенденции развития отдельных отраслей, в том числе e-commerce. 

Удобным и репрезентативным такое сравнение делают приблизительно одинаковые количественные показатели рынка, похожее по численности население — 43 млн украинцев и 38,5 млн поляков — и очень близкие значения по проникновению интернета — 60% в Украине и 65% в Польше.

Тем не менее первое кардинальное отличие сразу находим в размерах самих рынков. Так, по итогам 2014-го в денежном выражении рынки e-commerce составляли 1,6 млрд долларов в Украине и 8,63 млрд долларов в Польше.

Для украинского рынка характерно падение на 20% в долларовом эквиваленте по сравнению с 2013-м, рост в гривне на 19% к показателям 2013 г. В абсолютных же величинах объем рынка приравнивается к результатам 2012 г. По неутешительным прогнозам Украинской ассоциации директ-маркетинга, показатели 2013-го смогут вернуться к 2018 г.

Что касается соседей, то польский рынок электронной коммерции считают самым быстрорастущим в ЕС. Несмотря на то что лидеры по объему e-commerce Великобритания (169 млрд долларов США), Германия (94 млрд долларов США) и Франция (75,5 млрд долларов США) удерживают около 60% европейского рынка, Польша опережает их существенно по темпам роста. Так, темпы роста e-commerce Польши в 2014-м отмечены на уровне 21,7%, в то же время в Великобритании — 14,7%, Германии — 12,3% а Франции — всего лишь 11,2%. Польша демонстрирует завидный рост на 20–25% из года в год, начиная c 2009-го. Ожидания на будущее также весьма благоприятны. Прогнозируемый оборот в 2020 г., по данным Gemius.pl, составит около 27,5 млрд долларов США.

Соответственно, и по количеству онлайн-покупателей ведет Польша с приличным разрывом. Так, из 25 млн интернет-пользователей 17,3 млн (69%) активно совершают электронные покупки. В Украине, по данным TNS, онлайн-шопингом занимаются около 4 млн человек.

Соц-дем украинского и польского онлайн-покупателя идентичны — 53% женщин, 47% мужчин, преимущественно в возрасте 25–34 (около 40%; доля всех остальных возрастных сегментов не больше 26%). В Польше 41% из них — жители населенных пунктов с численностью до 200 000, а 36% проживают в больших городах. Доходы самого репрезентативного сегмента составляют от 2 001 до 5 000 PLN (т. е. до 1 340 долларов США).

Интересуемся, что больше всего покупали украинцы по статистике в 2014 г. Ожидаемо, 72% всех покупок совершались в группе товаров «Электроника и бытовая техника» на сумму $760 млн (вкл. продажу через маркетплейсы). В сегменте электроники 13 лидеров удерживают 89,2% от общего «пирога». По данным TNS, в 2014 году количество покупок в этой категории в онлайне достигло показателя в 64%. Это говорит о том, что традиционные офлайн-супермаркеты сдают свои позиции.
Вторая группа — Fashion (одежда и обувь). 50% украинцев в сети поспособствовали тому, что онлайн-ритейлеры собрали $169 млн (вкл. продажу через маркетплейсы).
В этой категории на трех лидеров приходится 90,3% продаж от общего объема сегмента.

Популярностью пользуются группы «Товары для детей», «Товары для авто» и «Парфюмерия и косметика». Набирает обороты продажа стройматериалов и товаров для дома через интернет.

В Украине основной тенденцией 2014 года стал переход потребителей от покупки дорогих брендов к более дешевым.

Польские интернет-пользователи уже имеют внушительный опыт электронной торговли. Самой востребованной категорией товара для них в 2014 г. была одежда/аксессуары (80%). За ними следуют книги/диски/фильмы (77%), аудио- и видеотехника (66%), телефоны/смартфоны/аксессуары (59%), билеты в кино/театр (58%), обувь (57%), компьютерный софт (57%), косметика/парфюмерия (55%).

Один из четырех поляков приобретает в онлайне страховки, продукты питания и предметы коллекционирования. Потенциал для роста имеют категории «Сделай сам», мебель, инструменты, оборудование для дома и сада.

Таким образом, забота о своем внешнем виде и любовь к современным гаджетам свойственна покупателям обоих рынков.

Покупками товаров национальных производителей поляки и украинцы не ограничиваются. По данным Factum Group, крупнейшие мировые площадки электронной коммерции Alibaba, eBay и Аmazon вошли в топ-20 наиболее посещаемых среди украинцев интернет-магазинов. Alibaba по итогам ноября 2014 года занимает третье место рейтинга, eBay — восьмое, Аmazon — тринадцатое.

Что касается стран, то Китай, США и Великобритания снабжают украинцев желаемыми товарами.

Поляки, в свою очередь, отдают предпочтение таким крупным игрокам, как Tchibo (Германия), BonPrix (Франция), Zalando (Германия), Amazon (США).

Способы оплаты. 
В Польше, как и в большинстве стран Европы (кроме Великобритании), непопулярна оплата банковскими картами. Предпочтение отдается pay-by-links (через банковские шлюзы). Половина онлайн-ритейлеров там не работают по популярной в нашей стране схеме cash on delivery. О платежных предпочтениях я расскажу в следующей колонке.

Виталий Кедык СЕО Wishround

Источник: finance.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.