Ритейлеры VS поставщики. Зачем последним торговый кодекс?

30.09.2015
2848

Алексей Дорошенко

Крупные ритейлеры «выкручивают руки» поставщикам. Колонка лоббиста поставщиков Алексея Дорошенко для liga.net о необходимости урегулировать ситуацию

Отношения поставщиков и торговых сетей можно охарактеризовать названием книги Чарльза Дарвина — «Борьба за существование». К сожалению, отношения большинства торговых сетей и поставщиков далеки от партнерских.

Но не все торговые сети нарушают договорные отношения со своими поставщиками. Часть из них старается установить долгосрочные связи, понимая, что именно это является фундаментом для роста продаж и самого ритейлера. Именно такие сети меньше других пострадали в период кризисов 2008 и 2014 годов.

Существует два способа наладить отношения между поставщиками и торговыми сетями. Первый — это урегулировать все большие и малые вопросы законодательно. Второй — это объединить усилия поставщиков, как импортеров, так и производителей, по примеру того, как это сделали торговые сети.

В постсоветской стране, такой как Украина, даже бизнес предполагает, что многие вопросы должны решаться государством, перекладывая эту задачу на его плечи. Государство же не является заинтересованной стороной в этом вопросе, нередко выполняя только роль флюгера, который движется по ветру. Уже много лет назад был разработан первый законодательный акт в сфере торговли — Закон Украины «О внутренней торговле». Однако он умер, не будучи даже внесенным в Верховную Раду. Усилиями лоббистов торговых сетей он не вышел за пределы Министерства экономического развития.

Далее Антимонопольный комитет в лице его председателя Николая Бараша постарался урегулировать наиболее острые вопросы путем подписания Кодекса этики. Однако инициатива сошла на нет сразу же после его ухода с должности и. о. главы АМКУ.

Летом этого года Ассоциация поставщиков торговых сетей начала разработку Торгового кодекса. В Украине действует двадцать два Кодекса, в том числе Кодекс гражданской защиты. Но при этом отсутствует какое бы то ни было законодательство, регулирующее отношения в сфере торговли. И это притом что розничная и оптовая торговля по статистике дают наибольшее число рабочих мест в Украине — более 4,5 млн.

Торговые кодексы есть в большинстве стран мира, включая Соединенные Штаты, Францию, Германию и страны английского права. Франция приняла первый свод законов в этой области еще в 1804-м, а Англия — в 1893 году.

Поэтому наиболее реальный способ защиты интересов импортеров и производителей в работе с торговыми сетями — объединение в Ассоциациях и общественных организациях, поскольку в украинских реалиях, даже если отношения будут законодательно урегулированы, это не даст 100%-ной гарантии ненарушения этих условий сильной стороной.

Крупнейшие торговые сети давно координируют свою деятельность. Расследование Антимонопольного комитета Украины показало это. Неофициальные источники подтверждают, что это происходит не только через изучение отчетов о ценах, но и при личных встречах. Также работают ассоциации, которые помогают координировать деятельность крупного бизнеса в области торговли. Не может неорганизованный малый и средний бизнес быть партнером крупного бизнеса.

В Украине за 24 года практически не было случаев, когда поставщики могли отстоять свои интересы перед торговыми сетями в случае закрытия ритейлеров. В основном в случае банкротств или продаж магазинов вернуть деньги и товар удавалось только крупнейшим или монопольным поставщикам. Малый и средний бизнес же всегда за счет своих неполученных денег оплачивал убытки торговых сетей. Лучшим периодом для объединения поставщиков является осень — когда начинается договорная кампания у торговых сетей. Многие поставщики смогли изменить условия работы с сетями в период с февраля по май 2015 года, когда наблюдался значительный товарный дефицит в связи с курсовыми колебаниями. Поэтому удачные примеры должны показать другим поставщикам, как совместно решать свои проблемы.

Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей 

Источник: liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.