Должно ли государство регулировать наценку на социально значимые товары

11.09.2015
4741

post365.ru

Какие товары имеют существенную социальную значимость? Должно ли государство регулировать наценки на социально значимые продукты питания? И поставщики, и ритейлеры считают, что свободный рынок — лучший регулятор

Алексей Сериков, коммерческий директор ТОВ «Фудмережа»:

— На мой взгляд, государство не должно контролировать данную сферу, используя такой механизм влияния, как регулирование наценок на социально значимые товары. Основная задача государства в этом случае — не допускать появления монополистов и монополий, и тем самым способствовать развитию здоровой конкурентной среды, а остальное «сделает» и урегулирует сам рынок. Рынок сам определит наценки на любые товары и услуги. Это законы рыночной экономики, которые работают и при соблюдении которых выигрывают прежде всего покупатели. Если монополии не воспользуются отменой регулирования и не начнут повышать цены, то ни на потребителе, ни на работе продуктовых ритейлеров это не отразится.

Екатерина Огуряева, директор по маркетингу сети супермаркетов VARUS:

— Государство может и должно регулировать цены на самую необходимую потребительскую корзину. Многие люди, особенно с учетом текущего кризиса, живут за чертой бедности. Поэтому инструмент регулирования розничных цен государством должен быть инструментом сдерживания цен на самые необходимые товары. Другой вопрос — цены на какие товары регулировать и как должен выглядеть список этих товаров. Большая часть товаров, подлежащих государственному регулированию, — это очень высококонкурентные продукты, по которым сети и так держат минимальную наценку, чтобы удержать покупателя. По данным последних исследований, все больше покупателей знают цены на товары своей потребительской корзины. В нашей сети мы, например, осуществляем мониторинг цен ежедневно, поэтому на такие товары наценка зачастую ниже, чем регулируемая государством. Однако есть и другая часть товаров, регулирование цен на которые является не совсем понятным и необоснованным. Например, молочная продукция. В одном регионе под государственное регулирование подпадает молоко в пленке, пастеризованное, в других к этому списку относится также молоко длительного хранения, которое априори не является товаром первой цены. Или сметана — регулирование цен происходит в зависимости от процента ее жирности. То есть и сметана дорогих брендов, и дешевых подпадает под одни правила. В итоге, формируя розничную цену на сметану премиум-класса в стеклянной банке, мы должны руководствоваться нормой наценки, установленной государством, только потому, что процент ее жирности находится в рамках государственного регулирования.

Регулирование цен на социально значимые продукты питания является фактором, который замедляет развитие организованного ритейла в Украине. И дело как раз в подходе к формированию списка товаров. Бизнес должен быть бизнесом, и такой высококонкурентный рынок, как рынок продуктового ритейла, способен регулировать цены рыночным путем.

В случае возможной отмены цены на социально значимые товары не вырастут: как я упоминала, они и так регулируются рынком, поэтому для потребителей не будет существенных изменений, а поставщики и сети  смогут более качественно подходить к формированию ассортимента и вводу новых позиций.

Алексей Шкабура, директор компании «Крупяной дом» (ТМ «Жменька»):

— Раньше все прекрасно обходили государственное регулирование, сети кроме своей наценки в 8–15% еще и возвратные бонусы получают. Не от всех, правда. В итоге на полках бардак, гречка, допустим, по безбонусным контрактам стоит 22–24 гривны, а по бонусным — 30. Платит за все потребитель. Так что, на мой взгляд, государственное регулирование не нужно. 

Дмитрий Филон, эксперт Ассоциации поставщиков торговых сетей:

— Основным нормативным документом, которым должны пользоваться предприятия-производители и продавцы продуктов, которые имеют существенную социальную значимость на территории Украины, является Закон Украины «О ценах и ценообразовании», в ст. 4 которого указано следующее:
«Государственные регулируемые цены вводятся на товары, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют существенную социальную значимость, а также на товары, производимые субъектами, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке».

Также существует постановление Кабинета Министров Украины № 1222 от 17 октября 2007 года «Об утверждении порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары», а именно на муку пшеничную высшего, первого и второго сорта, муку ржаную обдирную, крупы гречневые, говядину, свинину, мясо птицы (тушку), колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта, молоко коровье питьевое (пастеризованное, фасованное в пленку), сыр кисломолочный с содержанием жира до 9%, сметану с содержанием жира до 20%, масло сливочное с содержанием жира до 72,5%, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное.

К 2014 году с небольшим перерывом в Украине работала Государственная инспекция Украины по контролю за ценами (далее — Госценинспекция), которая предоставляла выводы экономически обоснованной стоимости единицы продукции.

Для того чтобы получить заключение на планируемую стоимость единицы продукции, предприятия (любой формы собственности) подавали пакет документов расчетов с подтверждающими документами. Рассмотрев пакет документов, Госценинспекция выдавала вывод.

Дополнительно о ценовой политике «заботятся» областные государственные администрации, которые в соответствии с ЗУ «О ценах и ценообразовании» наделены соответствующими полномочиями. Согласно этим полномочиям областные администрации издают распоряжение, в котором четко выписывается перечень продуктов питания, подлежащих регулированию, и уровень рентабельности.

На каждом этапе продажи продуктов, подлежащих регулированию, должны сопровождаться декларациями, которые в свою очередь необходимо согласовывать с департаментами агропромышленного комплекса областных администраций. Следовательно, размер установленной цены от производителя до конечного потребителя не может превышать уровень рентабельности установлен распоряжением областной администрации.

Ситуация на сегодняшний день. Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины № 1063-р от 24 октября 2014 года, создана комиссия по ликвидации Госинспекции. Выводы не предоставляются (что самое главное — реальной стоимости продукции никто, кроме производителя, не знает), правильность установления цен и соблюдения уровня рентабельности не контролируется. Вот и получается, что политика по регулированию социально значимых продуктов питания есть, а контроля за ее соблюдением нет.

 

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.