Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как изменился рынок e-grocery в Украине и мире в 2021 году. Данные Zakaz.ua
Фото: iProperty
Мировая пандемия изменила отношение пользователей к онлайн-покупкам, что оказало существенное влияние на развитие рынка e-commerce. Закрытие торговых центров и офлайн-ограничения в 2020 году заставили покупателей приобрести новые привычки. В Zakaz.ua поделились с Retailers данными и основными трендами на рынке e-grocery в мире и в Украине.
По данным Statista, в начале пандемии, а именно с февраля по апрель 2020 года, наблюдался спад покупательной активности. Это связано с тем, что многие пользователи еще не привыкли к новым условиям самоизоляции и покупкам в интернет-магазинах. Однако с апреля 2020 года ситуация уже выровнялась – доля онлайн-покупок начала увеличиваться, и к четвертому кварталу 2020 количество посещений интернет-магазинов выросло почти на 13%, если сравнить с аналогичным периодом 2019 года.
Примечательно, что за 2020 год выросла как раз доля покупателей интернет-магазинов, но не обороты торговли. То есть пользователи перешли в онлайн под влиянием пандемии, но не покупали больше, чем раньше. А вот в 2021 году можно наблюдать рост и трафика и самой покупательной активности. За период с января по сентябрь 2021 года доля посещений интернет-магазинов увеличилась на 7%, а оборот электронной торговли – на 34% по сравнению с 2020 годом за тот же период.
Стремительный рост e-commerce
Карантинные ограничения изменили повадки потребителей: люди продолжают покупать продукты, напитки, но теперь все чаще пользуются сервисами доставки. Онлайн-покупки стремительно ворвались в повседневную жизнь, благодаря чему интернет-магазины существенно улучшили свои позиции, а также получили новых клиентов – людей старшего поколения и живущих в небольших населенных пунктах.
В первом квартале 2021 года увеличились метрики привлечения по сравнению с этим же периодом прошлого года — покупатели стали проводить на сайтах больше времени и посещать большее количество страниц на одном ресурсе. При этом лояльность аудитории сократилась: в первом квартале 2020 года 73% пользователей посетили более шести сайтов одной тематики в сутки, в первом квартале 2021 года показатель вырос до 76%.
Можно сказать, что покупатели стали еще более тщательно просматривать сайт при выборе товара, так как хотят изучить разные предложения перед оформлением покупки.
Портрет потребителя в 2021 году
По наблюдениям Zakaz.ua в этом году произошли интересные изменения и в портрете самого покупателя. Например, выросло количество клиентов в возрастных категориях 45-54 и 65+. Среди всех пользователей Zakaz.ua в 2021 году категория 45-54 лет занимает 14,4%, а в прошлом году эта цифра была 12,2%. Клиенты 65+ стали также чаще пользоваться сервисом доставки. Если в 2020 г. их было 5,2%, то в 2021 г. таких клиентов уже стало 6,2%.
Что касается гендерных отличий, то здесь ситуация практически не изменилась. Услугами доставки продолжают чаще пользоваться женщины. Их число составляет 64%, а мужчин соответственно – 36%. В 2020 году среди клиентов сервиса Zakaz.ua женщин было поменьше – 61%, а количество мужчин составило 39%.
Средний чек заказа в 2021 году – 1783 грн, а в 2020 году он был 1710 грн. Частота заказов 1 клиента в этом году выросла, сейчас это уже 7,39 заказа в год, а в 2020 году цифра была 6,94.
Рост электронной торговли частично обусловлен увеличением частоты использования мобильных устройств. Потребители все чаще делают заказы со смартфонов или планшетов. По данным Statista, в 2021 году около 73% покупок в мире совершалось с помощью мобильных устройств.
В качестве подтверждения популярности мобильных приложений приводим статистику заказов компании Zakaz.ua. В 2020 году среди всех клиентов сервиса оформляли заказ через сайт 76,7%, а мобильное приложение использовали 23,3%. В 2021 году ситуация изменилась в пользу приложения, доля заказов из-за него повысилась почти вдвое и составила 46%. Отсюда можно заключить, что количество заказов через мобильные приложения стремительно растет, и, вероятно, в ближайшее время большинство клиентов будут использовать именно их.
Приведем также данные Zakaz.ua, которые отразят долю клиентов, пользующихся Android и iOS. Интересно, что хоть украинцы в целом больше доверяют операционной системе Android, однако клиенты Zakaz.ua в 2021 году чаще всего делают заказы через iOS – 26,7%, а среди пользователей Android таких клиентов – 19,3%. Отметим, что средний чек заказа через iOS составляет 1760 грн, а с Android – 1634 грн.
Выводы
- В 2021 году на развитие e-commerce влиял рост количества активных пользователей, улучшение их покупательского опыта и повышение доверия к заказам в онлайне. Покупатели стали чаще использовать услуги интернет-магазинов и сервисов доставки. Привычка делать покупки в онлайне, появившаяся во время пандемии, укрепилась и вошла в повседневную жизнь людей.
- Пользователи дольше изучают сайт перед покупкой и редко останавливаются на первом выбранном интернет-магазине. Это положительная тенденция для рынка e-commerce в целом, поскольку у маленьких и средних игроков рынка появляется возможность конкурировать с лидерами отрасли за внимание покупателя.
- Основным инструментом выбора магазина является поиск, а доля органического трафика составляет почти 87%. Для бизнеса это сигнал для работы над поисковой оптимизацией сайта. Несмотря на рост мобильного трафика, в сфере e-commerce пока преобладают десктопные заказы. Но ежегодно количество покупок через мобильные приложения растет, поэтому очень перспективное направление для развития.