Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как сэкономить с помощью тендеров: опыт автозаправочных комплексов. Рассказывает руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom Евгений Еременко
Фото: EVO Company
Заправки все больше отходят от концепции быть только местом, где можно заправить машину или подкачать шины. Сегодня они похожи на мини-ТРЦ с удобным расположением и большой сетью. Там можно перекусить, купить цветы, продукты домой или забрать посылку. Чтобы все это было возможным, АЗК много времени уделяют налаживанию процесса закупок. В колонке для Retailers руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom Евгений Еременко, дает четыре совета, как эффективно покупать различные товары и услуги и при этом достигать экономии.
1. Делать участие в тендере бесплатным для потенциальных контрагентов. Когда “порог входа” минимальный, то, конечно, гораздо больше компаний предложат свои услуги или товары. Ведь даже если они проиграют, то не потеряют деньги. Один из последних примеров небольшого тендера с большой экономией — это закупка АЗК WOG, где нужны были совки для мусора в количестве 619 штук. Возможно ли было купить товар прямо в гипермаркете или на рынке? Конечно. Но вряд ли удалось бы сэкономить. Компания планировала потратить 136 тыс грн, однако получила предложение получше. Один из участников тендера предложил поставить товар за 82 000 грн. Компания-заказчик еще не определилась с победителем, но уже сейчас можно говорить о том, что экономия составит от 30-40%.
2. Проводить закупки с большим объемом. Мало кто из поставщиков хочет тратить время и деньги на то, чтобы продать товаров на несколько тысяч гривен. Потому что маржинальность такого контракта будет минимальной. Однако, в тендер с большими объемами попасть хотят многие. И чем больше участников, тем выше конкуренция, а с ней и экономия. Именно так действовала и сеть АЗК Glusko. Они провели тендер на пошив корпоративных рубашек для своих работников. Им нужно было 700 шт мужских и 1 800 женских. То есть в целом более 2 000 экземпляров фирменной одежды. Такой тендер оказался привлекательным для многих профильных компаний, и 28 поставщиков подали свои предложения. Ко второму этапу квалификацию прошли 5 из них. После оживленных торгов, продолжавшихся 9 раундов, АЗК удалось сэкономить почти 200 000 грн от ожидаемой стоимости, которая составляла 800 000 грн.
Подобная ситуация произошла и в сети АЗК UPG. Они проводили тендер, чтобы выбрать подрядчика, который сможет произвести брендированный омыватель с логотипом UPG. Объем закупки был довольно существенный — 250 000 литров, поэтому 7 поставщиков решили принять участие. Победителя еще не выбрали, но скорее всего АЗК удастся существенно сэкономить.
3. Покупать одну единицу товара, когда у нее высокая стоимость. Конечно, не все можно купить большими партиями, и не всегда такая потребность есть. Но это вовсе не означает, что тендер провести не получится. Если товар дорогой, то даже когда его нужно немного, закупка привлечет внимание поставщиков. Так сделали и в АЗК БРСМ-Нафта. Им нужен был квадрокоптер. Поэтому АЗК провел тендер, в который пришли 4 участника. В результате победитель предложил поставить товар за 53 500 грн, что на 7 000 грн дешевле, чем товар другого участника.
4. Закладывать больший срок на подачу предложений, когда рынок узкий. Понятно, что на узком рынке количество игроков достаточно ограничено, однако они все равно могут посоревноваться между собой. Главное, чтобы все поставщики приняли участие в тендере, а для этого лучше увеличить сроки на подачу предложения. Например, поставить не неделю, как обычно, а две. Так шансы, что все потенциальные поставщики узнают о закупке и подготовят свои предложения, значительно возрастут. Именно так и случилось у АЗК Socar, которому требовались мановакуумметры. Это приборы для измерения избыточного давления и давления газов и паров. Несмотря на то, что закупка была закрытой и без публикации результатов, АЗК удалось найти поставщика, который предоставит 44 мановакуумметра. Однако, важно, что и срок сбора предложений составлял 15 дней.
Итак, сети АЗК могут эффективно проводить свои закупки, самое главное — выбрать правильный инструмент и сроки. Особенно, когда скорость не так важна, как экономия или качество продукции. Если же товар или услуга необходимы “на вчера”, можно провести тендер за несколько часов. Однако лучше все же давать поставщикам минимум 3-4 дня для подготовки документов и подачи предложения.