“Чтобы попасть на руководящие должности, люди проходят через полиграф. Так мы узнаем, воровали ли они раньше и в каких масштабах”, – Олег Вишняков, владелец ТРЦ “Космополит” и “Ультрамарин”

09.01.2020
5016

Фото: Vlad Prod/Youtube

Вошедший в ТОП-100 богатых украинцев Олег Вишняков с состоянием  $132 млн дал интервью видео-блогеру Андрею Остапчуку.  Бизнесмен владеет столичным ТРЦ “Космополит” (ранее – “Большевик”), частью продуктовых магазинов “Мега маркет”, а также отелями, офисными центрами в Польше, Латвии и Грузии.

В интервью Олег Вишняков рассказал, как его предпринимательский путь начинался с записи кассет, книгопечатания, продажи курток и кредитования. А также о кадровом голоде и подходе выбора кандидатов на руководящие должности. MC Today привел основные тезисы.


Отрочество – сбор  бутылок и макулатуры. Юность – продажа курток и кассет

Я жил в очень бедной семье. Родители были обычными инженерами и зарабатывали 120-130 рублей в месяц (примерно 4000 – 5 000 грн по нынешним меркам). Из одежды у меня была только одна школьная форма. Мы жили в двухкомнатной квартире: в одной комнате – я с родителями, а в другой – пять квартирантов-студентов. Я понимал, что надо как-то из этого выбираться.

Когда мне было 7 лет, я ходил на рынок возле дома, где собирались нумизматы. Им я продавал старинные монеты, которые сохранились у бабушки. Чуть позже начал сам делать из полиэтилена альбомы для монет и продавать их.

Я собирал бутылки и макулатуру. Тогда за 20 кг макулатуры можно было получить талончик и обменять его на дефицитные книги. Я их обменивал, а потом продавал. Таким образом в 15-16 лет я зарабатывал нормальные деньги – 100-300 рублей в месяц.

В 17 лет я уехал учиться в Каунас (Литва), получал стипендию  40 рублей.

Торговля куртками. В 21 год вернулся в Киев. В то время многие литовцы продавали в Украине одежду собственного производства. Я тоже решил этим заняться, но шить не умел. Я нашел портных и получил патент. Портные шили куртки, брюки, юбки разных моделей, а я на них ставил заклепки и торговал по субботам и воскресеньям.

На рынок мы выезжали заранее, в два часа ночи, чтобы занять место. Машины у нас не было, мы ездили на такси. Спрос был сумасшедший, мы могли за день продать 40 курток. И это были тогда достаточно большие деньги. За них я купил свою первую машину – подержанные "Жигули".

Со временем на рынке появилась конкуренция. Того качества материала и пошива, которое мы производили, уже не хватало, и я продавал уже не 40 курток, а две-четыре. И я перешел в другой бизнес.

Запись и реализация аудио-кассет. В те годы не было кассет с качественной записью, потому я стал заниматься этим. У меня не было возможности самому купить аппаратуру, поэтому я арендовал 20 магнитофонов "Маяк" и нанял на работу своего одноклассника. Он записывал различные треки, которые были модными в то время, а я продавал эти кассеты. Начал ездить в другие города: Чернигов, Нежин, Черкассы. Иногда оставался ночевать на рынке, потому что не мог вернуться. Но в день мы реализовывали 150-200 кассет.

Свои первые $100 000 хранил под диваном

Со временем снова пришлось менять нишу. Я попал в сферу книгопечатания.

Советский Союз присоединился к Конвенции об авторских правах в 1973 году. Чтобы издать книгу, которую выпустили до этого года, вам не нужны права автора. Если книга иностранная, нужны права переводчика.

Все началось с того, что знакомый из Риги передал мне 30 000 экземпляров книги "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, каждый по шесть томов в мягком переплете. В Украине их было легко продавать, особенно в обществах книголюбов. Мы их перепаковали, поставили цену 6 рублей вместо 5 рублей и достаточно быстро реализовали все.

Я понял, что издавать книги – прибыльно. Первой книгой, которую я издал, была переведенная рукопись Герберта Лоуренса "Любовник Леди Чаттерлей". Если удачной считается реализация тиража в 5000 - 10000 книг, то я продал 300 000 экземпляров. Это был очень крутой бизнес. Мне тогда было 27.

Все шло хорошо, пока из-за дефицита бумаги себестоимость печати в Украине не выросла. Выдержать конкуренцию с российскими и белорусскими издательствами мы не могли. К тому же, развалились общества книголюбов, то есть не было такого рынка сбыта, и я понимал, что опять пришло время искать что-то другое.

Свои первые $100 000, которые я хранил под диваном, я заработал на продаже книг, куртках и кассетах.

Кредитование – неприятный бизнес

Я решил заняться экспортом, ведь в Украине товары стоили в разы дешевле, чем за границей. Я вывозил в большом количестве цемент, технический казеин, тонну которого в Украине можно было купить за $400, а продать в Польше или Германии – за $2 000.

Когда мне было 30, я занялся кредитованием. Это было нехорошее время: появились финансовые пирамиды, МММ и тому подобное. 

Люди брали у нас деньги под 3-4 %, в залог недвижимости, и вкладывали их в эти пирамиды. В результате деньги теряли и приходилось их выселять из собственных квартир. Это был неприятный бизнес, и я в нем не задержался.

Покупка мощностей завода "Большевик"

Я играл в теннис с парнем, который уже был партнером в одной сети, собирался из нее выходить и предложил мне открыть вместе магазин. У него были знания, а у меня – деньги. Так мы открыли первый "Мегамаркет" на Горького. Потом мы решили сделать кинотеатр "Ультрамарин".

ТРЦ "Космополит" возле ст.м. Шулявка     Фото: kyivmaps.com

Со временем мы доросли до создания торгового центра "Космополит" (бывший “Большевик” построенного на базе мощностей одноименного завода). Самым трудным было найти здание. Мы не арендовали его, а выкупили. Возможно, это неправильно, но я люблю, когда все свое. Собственно, это и было самым трудным – покупать все это по корпусам у госпредприятий. 

В 2014 году ситуация в Украине накалилась. Я решил диверсифицировать свои активы. Мы с партнерами взяли кредит и купили здание 1905 года в Риге, реконструировали его и открыли четырехзвездочный отель Mercure. Уже на второй месяц после открытия заполняемость отеля достигла 90 %. 

Потом с другом из Польши купили надел во Вроцлаве возле Центрального вокзала. Но нельзя построить отель "Ромашка" и стать успешными: нам нужен был бренд. Им стал  Ibis Styles (три звезды).

Я контролирую всё

Люблю все контролировать и, возможно, занимаюсь микроменеджментом. Ко мне хотя бы раз в неделю стекаются затраты по всем бизнесам. Я смотрю, правильно тратятся деньги или нет. Но если у вас крупный бизнес, то это все нужно делегировать.

К сожалению, я не заканчивал специализированных колледжей, иначе бы использовал более научный подход.

"В Украине очень долго считали, что нужно меньше работать, а больше спать и воровать"

В нашей стране самая большая проблема – это кадры. В Украине очень долго считали, что нужно меньше работать, а больше спать и воровать.

Нормальные сотрудники – это уже 50 % успеха. Есть два варианта, как их набрать: вырастить самим или выбирать готовых, но дорогостоящих специалистов. Я выбираю второе, ведь это принесет мне значительно больший эффект в бизнесе.

На собеседовании, особенно на ответственные должности, сначала я спрашиваю о предыдущем опыте. Многие, считающие себя специалистами, начинают теряться еще на вопросах о прибыли, затратах и эффективности. Затем мы наводим о них справки на прошлых рабочих местах.

Чтобы попасть на руководящие должности, люди проходят через полиграф. Так мы узнаем, воровали ли они раньше и в каких масштабах. 

Ошибки в людях расстраивают меня больше всего. Довериться человеку, а потом разочароваться в нем – очень обидно, но такое случается достаточно часто.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.