Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Алексей Дорошенко: «Единственный способ каким-то образом замедлить продажу — поднять цену на товар»
agrotrade.ua
На прошлой неделе в супермаркетах наблюдался ажиотажный спрос на продукты питания социальной группы: сахар, крупы, консервы. О том, как изменились отношения между поставщиками и розничными сетями, Retail Community спросил у директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко
— Расскажите о той ситуации, которая сложилась на рынке. По заявлениям участников рынка, некоторые поставщики не отгружают товар, пока не получат предоплату.
— Насчет предоплаты на весь товар, который отгружают поставщики торговым сетям, ничего не могу сказать: я не слышал об этом. Я думаю, это нереально. Возможно, речь идет об уменьшении сроков оплаты до недели или до 10 дней. Возможно, речь может идти о некоторых социальных товарах, и то только в единичных случаях. Потому что у торговых сетей попросту нет свободных денег для перехода на авансовые платежи.
— Некоторые поставщики говорят, что не отгружают товар, пока не установится курс...
— Это правда. Многие остановили отгрузку и продажу продукции. Факт в том, что товар нужно переоценивать. Сети не всегда хотят переоценивать товар, который находится на полках. А если переоценивают, то дополнительную прибыль от уже поставленного товара получает торговая сеть. Поставщик же может рассчитывать на новую цену на тот товар, который будет поставлять в будущем.
Поставщик, согласно условиям работы с торговыми сетями, может рассчитывать на то, что сети берут время до 45 дней на согласование переоценки. В течение этого времени курс может значительно вырасти. В своей работе торговые сети привыкли к тому, что рынок работает по их правилам. Сейчас все стало по-другому. И сети оказались морально и финансово к этому не готовы. Морально, потому что не привыкли с поставщиком рассчитываться раньше чем через 90–120 дней, к тому же они не привыкли в чем-то уступать. А денег у сетей сейчас нет. В основном сети живут за счет длинных отсрочек.
— Как вы считаете, вмешательство АМКУ повлияет на увеличение количества товара на полках и снижение цены?
— В этой ситуации уже нет. Ведь вопрос уже не в том, что компании-поставщики не хотят отпускать товар, и не в желании сетей продавать товар дороже. Вопрос в том, что существует определенный дефицит продукции. Торговые сети знали, что они смогут в любой момент заменить поставщика. Сейчас мы пришли к условию, что на рынке остались 2–3 компании поставщика определенного вида товара, все остальные обанкротились и ушли с рынка. Небольшие компании, которые поставляли на рынок товары, как украинские, так и иностранные, прекратили свое существование. И товаров просто нет, взять не у кого. В сложившейся ситуации торговые сети просто вынуждены повышать цены на товар, потому что единственный способ зачастую каким-то образом замедлить продажу — поднять цену на товар. Ведь многие поставщики просто закрыли склады и ждут стабилизации курса. Или же украинский товар может быть продан за рубежом, потому что в условиях ограниченного кредитования производитель смотрит, где продать дороже и выйти из убытков, которые появились за последний год. И обвинять производителей нет смысла. Они должны продолжать работать, платить налоги, заработную плату.
Автор: Александр Шокун