Рынок Украины глазами международных ритейлеров. Выдержки из годовых отчетов

15.07.2019
2128

Retailers изучил годовые отчеты международных ритейлеров, которые работают в Украине.  Как правило, Украину отмечают в связи с двузначными темпами роста доходов. Практически все ритейлеры отмечают необходимость развития омниканальной модели бизнеса, а также минимизации вреда окружающей среде.


Французский Auchan Group

Продажи в мире в 2018: EUR 51 млрд (+21% к 2017 году)

Продажи в Украине в 2018: не раскрываются. Рост на 28,9%

Число магазинов в Украине на конец 2018: 27

Французская группа Auchan представлена в Украине:

  • Auchan Retail – розничные сети нескольких форматов

  • Ceetrus – девелоперское подразделение

По состоянию на конец 2018 года компания  Auchan Retail работала в 14 странах и объединяла 963 гипермаркетов, 1 041 магазинов у дома и 530 ультра “магазинов у дома”.

В Украине работает 19 гипермаркетов “Ашан” и 8 магазинов у дома (convinence store)  “Мий Ашан”.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество рабочих мест всего Auchan Retail возросло на 17,7%. Увеличение частично объясняется высоким уровнем оборота в странах Восточной Европы, таких как Польша (до13,8%) и Украина (рост на 28,9%).

6% сотрудников “Ашан Украина” – люди с ограниченными возможностями.

В 2018 году во Франции, Румынии, Украине, Италии и России внедрена услуга "мультипик". Эта услуга предлагает сбор и транспортировку продуктов от мелких поставщиков в одной области в один грузовик, чтобы оптимизировать движение грузовых автомобилей, а поставщикам – избежать необходимости создавать собственный логистический парк.

В  2018 году в Украине стартовал проект "Фермерские продукты"  в специальных зонах трех гипермаркетов Киева. Подписано 25 договоров с фермерами, которые представляют 375  фермерских продуктов.

Немецкая сеть Metro C&C

Продажи в мире в 2018: EUR 36,5 млрд (-1,6% к 2017 году)

Продажи в Украине в 2018:  не раскрываются. Сеть показала двухзначные темпы

Число магазинов в Украине на конец 2018 года: 31

В целом продажи за финансовый год (30 сентября 2017 – 30 сентябрь 2018 года) составили EUR 36, 5 млрд, что на 1,6% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. 

В то же время розничная сеть в Восточной Европе (исключая Россию) показала рост – на 6,1%. Особенно этому способствовали двухзначные темпы роста в таких странах,  как Украина, Турция и Румыния.

Требуют внимания политические и экономические риски в России, Украине, Китае, Италии, Испании и Турции за отчетный период 2017-2018 гг. Потенциальные риски включают: потерю активов и недвижимости, изменения учетной ставки, торговые ограничения, контроль капитала, регулирующие ограничения и неожиданное ослабление спроса.

Более слабые игроки на рынке в странах, где макроэкономическая ситуация ухудшилась, например, в России или Украине ушли с рынка.  Компания стремится заполнить возникающие пробелы на этих рынках или приобрести отдельные местные торговые точки. Тот факт, что конкуренты покидают рынок, может привести к увеличению доли Metro на рынке. 

В Metro ожидают увеличение сопоставимых показателей продаж в диапазоне 1–3% в 2018/19 финансовом году, в основном – за счет положительных показателей Восточной Европы (за исключением России) и Азии.

Немецкая Rewe Group (продуктовая сеть Billa)

Продажи в мире в 2018: EUR 61,18 млрд (+4,7% к 2017 году)

Продажи в Украине в 2018:  не раскрываются, но "превысили прогнозы".

Число магазинов в Украине на конец 2018 года: 30

Rewe Group – международная розничная и туристическая группа. В Украине группа представлена супермаркетами Billa.

Экономики в странах Центральной и Восточной Европы, в которых  представлена Rewe Group, развивались положительно в 2018 году. Болгария, Хорватия, Румыния, Россия, Словакия, Чехия, Украина и Венгрия пережили экономический подъем, а в Словакии и Украине темпы роста превысили прогнозы. Продажи в Восточной Европе, куда входит в том числе Украина, составили EUR 6,74 млрд.

Испанская Inditex

Продажи в мире в 2018: EUR 26,145 млрд

Продажи в Украине в 2018:  не раскрываются

Число магазинов в Украине на конец 2018 года: 65

Inditex – один из крупнейших в мире ритейлеров моды, которая развивает восемь брендов: Zara и Zara Home, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterqüe.

На конец года 2018 года сеть насчитывала 7 490 магазинов на 96 рынках и продавала свои товары в онлайне на 156 рынках. Продажи группы в 2018 годы выросли на 4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Технологическая революция и цифровизация покупательских привычек клиентов формируют новые ожидания от продуктов и опыта покупок. Предвидя этот сдвиг в парадигме, Inditex приступил к процессу цифрового преобразования и инноваций с целью стать полностью интегрированной, устойчивой и полностью цифровой платформой к 2020 году.

Данных сети по Украине  нет. Только указано, что на нашем рынке в Inditex работает 1326 человек. А также есть информация о том, что сеть магазинов товаров для дома Zara Home представила свою новую концепцию магазина и  коллекции под лейблом Join Life на новых рынках в 2018 году, таких как Грузия и Украина.

Польская LPP

Продажи в мире в 2018:  8 млрд польских злотых ($2,11 млрд; по курсу НБУ на 15 июля)

Продажи в Украине в 2018:  не раскрываются. Выросли на 4,3%

Число магазинов в Украине на конец 2018 года: 65

Украина вошла в число стран с наибольшем показателем роста дохода – он составил 4,3% в 2018 году. Компания постоянно расширяет присутствие в онлайне: на 2019 год  запланирован запуск онлайн-продаж в Украине. Украина является одной из стран, где производятся товары для сетей LPP Group.

Компания работает над тем, чтобы клиенты могли заказать продукт онлайн, если его нет в наличии в кирпичном магазине. Используя специальное приложение Store Vision, продавец проверяет наличие продукта в интернете и заказывает его для клиента, чтобы он смог забрать его в магазине или получить на дом дом. Omnichannel Retail работает и в другую сторону: клиент может заказать товары онлайн и забрать их из ближайшего магазина. Это также относится к возврату товаров, купленных онлайн.

Шведский ритейлер H&M

Продажи в мире в 2018: 210 млрд шведских крон ($22,4 млрд, по курсу НБУ на 15 июля)

Продажи в Украине в 2018: 57 млн шведских крон ($6,1 млн) 

Число магазинов в Украине на конец 2018: 2

Всего за 2018 год ритейлер открыл 228 магазинов увеличив сеть до 4 968. H&M присутствует на 71 рынке, в онлайне – на 47.

Выручка международного ритейлера по итогам 2018 года выросла на 5%, при этом онлайн-продажи выросли на 21%.

Первый магазин  H&M в Украине открылся в 2018 году 17 августа в Lavina Mall, а второй  – 18 октября в SkyMall. С момента начала работы до конца декабря суммарные продажи этих двух торговых точек H&M составили 57 млн шведских крон ($6,1 млн, по курсу НБУ на 15 июля) – это 0,02% в общей выручки группы.

В 2019 году группа планирует открыть около 335 новых магазинов, 240 из которых – магазины H&M. Открытия будут в основном на рынках за пределами Европы и в США.

Наряду с этим будет проведена оптимизация существующего портфеля магазинов, что включает  в себя закрытие, пересмотр, перестройку и корректировку площади магазинов. Компания планирует закрыть около 160 магазинов в течение года, таким образом чистый прирост составит примерно 175 новых магазинов. В 2019 году H&M откроет онлайн-магазин в Мексике  и будет продолжена работа, чтобы развернуть онлайн-площадку для всех рынках, на которых работает H&M.

Автор: Юлия Белинская 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.