Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
“Развитию внутреннего производства мешает...пресловутый "комплекс меншовартості"”, – Галина Герега, совладелица “Эпицентр К”
Фото: kp.ua
С начала кризиса в сети “Эпицентр” доля импортного товара сократилась с 25% до 11%. С того момента компания инвестировала в развитие внутренних производителей, которые выросли с физического-лица предпринимателя в крупных поставщиков ритейлера. О том, что еще было сделано “Эпицентр” за последние годы, рассказала совладелица компании Галина Герега. Материал вышел в издании rau.ua, приводим его полностью.
Небольшой формат магазинов “Эпицентр”. Это торговые площади 4 000-6000 кв. м. Старт реализации программы строительства таких объектов – 2016 год. Место открытия – районные центры и небольшие города областного подчинения.
“Уже работают семь таких ТЦ, и мы будем запускать такие объекты по всей Украине”. Активное строительство уже ведется во Львовской области как перспективном регионе. В апреле был открыт магазин в Дрогобыче, заканчивается строительство в Червонограде, ведутся работы в Ковеле и Нововолынске.
Большой магазин в Краматорске – это социальный проект. Открытие магазина площадью 17 000 кв.м. состоялось в июне. Он находится в 60 км от линии разграничения (подконтрольных и неподконтрольных украинским властям территориях, – Ред.). “Этот проект несет социальную миссию...чтобы поддержать развитие восточного региона и дать возможность людям в прифронтовых городах получать такой же сервис и ассортимент товаров, как и во всей Украине”.
О развитии украинского производства. Что мешает? Можно долго дискутировать о несовершенстве законодательства, работе налоговой и таможенной служб, но, по моему мнению, в первую очередь украинскому бизнесмену мешает чрезмерно пессимистическая оценка своих возможностей – пресловутый "комплекс меншовартості".
В наших головах плотно засели мысли “это не получится”, “ниши заняты”, “рынок переполнен” и так далее. От этих внутренних преград нужно избавляться.
Влияние кризиса на развитие "Эпицентром" внутреннего производства. Подорожавшие втрое из-за девальвации гривны импортные товары стали основной проблемой всех ритейлеров. На тот момент доля импорта в нашей сети составляла около 25%. Чтобы полки торговых центров не остались пустыми, мы приняли решение проехать по всей Украине в поисках отечественных производителей. И мы их нашли – от небольших производителей деревянной мебели до крупных производителей сантехники.
Более того, мы инвестировали в небольшие местные производства, помогли им увеличить объемы и в итоге получили качественный и недорогой отечественный продукт на полках своих торговых центров. Например, научили наших производителей делать мебель для сада – пластиковую и металлическую. В результате за пять лет у нас появились крупные поставщики, которых мы вырастили из ФЛП.
Доля импорта в сети сократилась до 11%.
Потенциал украинского рынка. Практически в каждом сегменте есть дефицит украинской продукции. Например, 48% спортивных товаров, представленных в наших торговых центрах, – импорт, хотя их можно относительно легко производить здесь, без чрезмерных затрат на организацию бизнеса. Или товары для дома, которые массово штампует Китай или Польша (здесь доля импорта составляет 40%).
Если говорить о других нишах, где у украинского производителя есть большой потенциал, то это сантехника, электроинструменты, широкий спектр бытовой техники. В Украине практически не производится посуда, профессиональное спортивное и туристическое снаряжение.
Собственный завод по производству керамики. Ежегодно через сеть “Эпицентр” реализуется около 14-15 млн кв. м плитки.
В нашей стране сконцентрировано 25% мировых запасов каолиновой глины. Ежегодно Украина экспортирует 7 млн тонн белой глины, чтобы иностранные компании производили из нее керамическую плитку и поставляли нам.
“Эпицентр К” инвестировал около 3 млрд гривен в строительство завода по производству керамической плитки в Калиновке (Киевская область), мощность которого составит 12-15 млн кв. м плитки в год. В скором времени планируется запуск первой очереди, строительство второй завершится в следующем году. На заводе установлено новейшее оборудование, а качество продукции будет соответствовать международным стандартам.
В планах провести модернизацию завода "Карпатская керамика" в городе Калуш (Ивано-Франковская область). За счет этого расширится ассортимент продукции и увеличится мощность завода до 7 млн кв. м. в год.
Экспорт керамической плитки. Емкость украинского рынка керамической плитки составляет около 40 млн кв. м, а отечественная промышленность уже выпускает около 60 млн кв. м. Поэтому мы прежде всего планируем экспортировать нашу продукцию.
Около 40% продукции завода в Калиновке будет поставляться на внутренний рынок (из них 25 % – в ТЦ “Эпицентр”), а 60% – пойдет на экспорт на рынки Европы, Америки и Ближнего Востока. Завод еще не начал работу, а у нас уже есть с десяток контрактов: с белорусами, казахами, поляками, голландцами и т. д.