Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
"Мы находимся все еще в "теплой ванне". Страну ... с таким низким проникновением в сфере e-commerce найти довольно трудно", – Андрей Логвин, Kasta
Фото: rau.ua
Соучредитель и генеральный директор компании Kasta.ua Андрей Логвин поделился во время форума RAU Investment Forum 2019 о своем видении привлечении инвестиций, развитии во время кризиса и конкуренции за людей. Тезисы его выступления приводит издание rau.ua.
Конкуренция
Мы смотрим на западные рынки, на продукты, которые там создаются, и понимаем, что мы находимся все еще в "теплой ванне". Потому что такую большую страну с 45-46 миллионами населения с таким низким проникновением в сфере e-commerce – максимум на уровне 4-5% – найти довольно трудно.
В течение следующих 4-5 лет рынок должен увеличиться в 5 раз, и мы должны дать такое качество продукта потребителю, чтобы он был доволен. И в этом остановить нас никто не сможет: ни Alibaba, ни Amazon, ни коллега из Киева не смогут запретить нам делать классный продукт.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда все зависит от нас. Но что будет, когда сюда зайдет Amazon? Мы – бедные, голодные, у нас нет плана Б, в отличие от Amazon, но это наша страна и это будет наш самый важный бой. И точно не надо падать раньше выстрелов.
Примеров, где Amazon проиграл рынки, довольно много. То есть ничего даже придумывать не нужно, стоит только повторить чей-то опыт.
Кадры
Все возможности сейчас находятся в руках наших коллег. Например, в сфере электронной коммерции очень большая проблема удержания айтишников. Для понимания: во время учебы в Стэнфорде я услышал, что если специалист разбирается в machine learning, его годовая заработная плата стартует от $400 000 в год, если он разбирается в том, как использовать эти знания в процессе создания продукта, это зарплата – $1 млн в год. Мы – очень благоприятная среда для воспитания таких специалистов.
Рецепт здесь один: мы находимся в глобальном мире, поэтому должны научиться платить конкурентные деньги сотрудникам. А для этого надо развивать бизнес.
Время, когда ты приобрел свечной заводик и производишь 5-10 свечей, платишь сотрудникам по EUR 500-800, уже прошло. Ты должен развивать бизнес, который будет расти, давать конкурентные зарплаты.
Мы – суперпривлекательная нация с работоспособным и интеллектуальным населением. А это – большой риск для локального рынка.
Привлечение инвестиций
Известно, что сейчас получить кредит под приемлемую ставку довольно сложно. Поэтому у нас на разных этапах продолжаются переговоры с венчурными инвесторами, рассматриваем другие возможности привлечения капитала.
Будучи в США, я прошелся по многим американских фондам – все прекрасные ребята. Но 95% встреч заканчивались на вопросе, из какой мы страны. В ответ мы слышали: "Простите, после Румынии мы не покрываем другие рынки в Европе".
Вопрос об инвестициях довольно актуален. Когда ты быстро растешь, тебе нужно "горючее для заправки". Поэтому надо самостоятельно искать источники финансирования.