"Все, кто остались — все платят" — как живет ритейл в Донецке

18.02.2015
4249

vecherka.donetsk.ua

Журналист российского издания Meduza побывал в зоне конфликта на востоке Украины и описал, как там живется бизнесу. Приводим выдержки из статьи о том, как работает ритейл

По словам Евгения Лавренова, руководителя управления по промышленности при администрации ДНР, ритейл сократился примерно на 50%. «Территорию не покинули либо абсолютно идейные, либо те, кто просто не мог уехать», — честно признает Лавренов. Оставшимся все же приходится как-то работать. По словам министра экономического развития ДНР Евгении Самохиной, малый и средний бизнес уже удается «отстраивать в систему». Предприятия массово перерегистрируются в ДНР и платят налоги в республику, рапортует Самохина. Среди них есть даже известные украинские сети — например, «Амстор» и EVA. Об этом министр сообщает с гордостью, но в подробности не вдается.

И сейчас в Донецке действительно можно встретить открытые EVA, которые торгуют косметикой как ни в чем не бывало.

Предприниматель Татьяна Чехолина рассказывает, что косметикой занималась всегда, правда, в других магазинах. Теперь она стала новым арендатором помещения магазина на бульваре Шевченко, где раньше была EVA. Чехолина возмущается: почему-то покупатели предъявляют какие-то скидочные карты и просят скидки. «Я же не EVA — я всем им говорю». Но на резонный совет снять тогда вывеску идет в отказ: «Пусть висит. Снимать дорого, а на вывеску больше идет народа».

«Я им звонил, просил снять вывески. Они отказываются. А как на них повлиять можно? Они на территории, которая вне закона», — жалуется Шостак. Отчаявшись, компания подала в суд на ушлых предпринимателей без особой надежды на результат. Однако с донецкими предпринимателями, видимо, справятся и без Шостака — свои. «Ко мне пришла местная налоговая и по полной меня проверяет как EVA, хотя я им втолковываю, что я совсем не EVA, у меня просто вывеска осталась», — разводит руками несчастная обладательница вывески EVA Чехолина.

Другой повод для гордости министра Самохиной — сеть «Амстор». Основным владельцем является «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского. Однако владелец 15-процентной доли, он же — управляющий сети Владимир Вагоровский, тайно перевел 18 магазинов, функционирующих в зоне АТО, на ООО «Премиумторг». Теперь эти магазины работают по законодательству ДНР, собирают выручку наличными и ничего не платят в украинский бюджет. Новинский в ответ попытался сменить менеджмент в сети на территории Украины, однако 31 декабря 2014 года вооруженные представители Вагоровского заблокировали магазины. Сейчас магазины «Амстора» на территории Украины не работают, зато прекрасно работают в зоне АТО.

Кроме упомянутых Самохиной «передовиков» на территории АТО есть еще сеть «Брусничка» и несколько других мелких сетей. Весь средний и малый бизнес, находящийся на территории сепаратистов, платит местный налог — 2% с оборота. Налог не зависит от того, где зарегистрирована компания: если фирма украинская, налог приходится платить в обе казны. «Все, кто остался — все платят», — говорит ритейлер из ДНР, пожелавший остаться неизвестным. Однако афишировать это готовы только местные. Предпринимательница Чехолина, например, рассказывает, как честно перерегистрировала компанию в ДНР и платит только 2% с оборота. Сеть магазинов «Брусничка» отказалась подтверждать или опровергать информацию о налогах, отметив в письменном ответе, что «предположения о возможных договоренностях и взаимодействии не соответствуют действительности».

Перерегистрировались в ДНР и торговые центры «Континент» и «Золотое кольцо». Этого не скрывает гендиректор Евгений Скорик. «Мы здесь платим, — говорит менеджер. — Изначально мы со страной заключаем паритетное соглашение. Страна за налоги обеспечивает жизнь, а люди за это платят налоги. Украина нам сейчас не обеспечивает жизнь, мы не можем туда платить». По словам Скорика, налоговая нагрузка сепаратистов не очень большая — 20% с прибыли и НДФЛ, как и в Украине. Ни НДС, ни пенсионных сборов пока нет. На вопрос, не боятся ли владельцы последствий за сотрудничество с сепаратистами, Скорик отвечает, что по украинскому законодательству вся ответственность за решения компании лежит не на учредителях, а на директоре, а ему в Украину дорога уже все равно заказана.

Крупнейший объект — «Донецк-Cити» (70 000 кв. м) — пришлось закрыть, поскольку он в непосредственной близости от аэропорта. Зато два других вышеупомянутых ТЦ решили открыть сразу после первых Минских соглашений.

Теперь, как рассказывает Скорик, один из торговых центров — тот, что покрупнее, «Континент» (23 000 кв. м) — даже приносит небольшую прибыль. В предновогодние дни ежедневный поток в торговом центре доходил до 8 500 человек — в два раза меньше, чем до конфликта. Но Скорик все равно этим цифрам был рад, потому что после возобновления бомбежек, в январе 2015-го, поток опять снизился до 3 500 тысяч. «Мы ушли обратно на ту же цифру посещаемости, когда было открыто всего 40% комплекса в сентябре», — жалуется Скорик.

Источник: Meduza

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.