Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Собственник "Алло" о создании бренда, объединении с "Мобилочкой" и “серых” айфонах. В интервью "Большой Рыбе"
Фото: Дмитрий Деревицкий Фото: личная страница Facebook
Совладелец розничной сети "Алло" Дмитрий Деревицкий в очередном выпуске "Большая Рыба" рассказал о том, с чего начиналась розничная сеть "Алло", как компания чуть не стала официальным дистрибьютором Apple в Украине, а также о том, что сделка с "Мобилочкой" не была покупкой. Приводим перессказ интервью. В кавычки взяты прямые цитаты.
Свои первые деньги я заработал в 18 лет. Под слово своего отца я получил рассрочку на покупку спортивной одежды – костюмы, куртки. Ее реализацией на вещевых рынках мы занимались со школьными и студенческими друзьями.
Бизнес в сегменте электроники и бытовой техники стартовал в 1998 году, когда мне было 24 года. Тогда мы открыли два магазина, на что понадобилось $50 000. Они работали под вывеской “Дом”. На этом рынке работали “Домотехника”, “Ювин” (название может быть не точным, – Ред.). Тогда, кажется Comfy, стал франчайзи “Домотехники” в Днепре. Конечно мы сталкивались с рекетом, были проблемы с милицией. Но через это многие компании прошли.
Магазины “Дом” начали приносить прибыль сразу после открытия. В то время мобильный оператор “Киевстар” анонсировал запуск мобильной связи стандарта GSM и уже год на ней работал Vodafone (тогда UMC, – Ред.). На фоне этого увеличился спрос на мобильные телефоны. Этот сегмент рос галопирующими темпами, что влекло за собой хорошие заработки. Например, при стоимости Ericsson в $350 наш заработок составлял около $100. И даже на относительно дешевых моделях заработок был $50.
Я увидел перспективность этого сегмента, поэтому “закрыл бытовую технику и сконцентрировался на продажах только мобильных телефонов”. Тогда на рынке работала компания “Астел” – прародитель “Мобилочки”, “Юнитрейд” и “Элефант”.
Название “Алло” появилось случайно. Когда было еще два магазина, я разослал в разные агентства предложения проработать бренд. Собственник одного из них, которое называлось “Пеликан”, позвонил и сказал, что бренд не очень, что он предложит новый и будет работать с нами в течение года. Он предложил название “Алло”. Я согласился.
Фото: "Алло"
На начало 2016 года через розничную сеть “Алло” продавалось 20% смартфонов от общего объема розничных продаж всех смартфонов в Украине. Сейчас эта цифра достигла 25%. Конечно, таких заработков, как было в начале развития, у компании давно нет. На iPhone вовсе не зарабатываем.
На других мобильных брендах практически нельзя заработать, если только “не рассматривать их продажу в комплексе”, то есть предлагая клиенту дополнительные сервисы, товары, страховку и прочее.
Сделка с “Мобилочкой” в 2013 году. “Сделка с “Мобилочкой” не носила характера покупки”. У собственников сети было желание выйти из бизнеса. Конечно, они хотели продать сеть, но мы не договорились. Пришли к тому, что “Алло” распродаст оставшийся товар. Также мы переоформили договора аренды по 90% торговых точек “Мобилочка” из 420 магазинов сети. На это ушло полгода. Сейчас в Украине работает около 100 магазинов под этой вывеской, в основном, в небольших городах, “в виде франчайзингового проекта независимых ритейлеров”.
Влияние серого импорта на игроков. В развитых странах доля серого импорта товаров электроники достигает 5%, в Украине – 30-40%. Это в штуках. Около 3-4 лет назад, тогда еще глава ГФС Роман Насиров провел встречу с ритейлерами. На ней были заместитель главы ГФС Сергей Билан, глава таможни Константин Ликарчук и его заместители.
На этой встрече рассматривался вопрос снижения доли серого импорта и представители бизнеса делали доклады по разным сегментам. Я говорил о смартфонах, в частности, об Apple. Запросил у американской компании статистику, сколько было активаций по смартфонам в Украине за последний год. И сравнил эти данные со статистикой таможни, сколько смартфонов было ввезено за этот же период. Цифра оказалась поразительной – соотношение оказалось 10/90, то есть девять iPhone из десяти были ввезены неофициально. После этой встречи ситуация начала меняться и сейчас на серые iPhone приходится 65%.
Переговоры с Apple о предоставлении статуса официального дистрибьютора в Украине. В 2013 году “Алло” боролся за этот статус. Компания прошла все раунды и вышла на подписание контракта, но случился Майдан. Рейтинг страны упал, кажется, до CCC+ (страна находится в зоне риска, с точки зрения выполнения обязательств по своим долгам, – Ред.). Тогда компания “Алло” получила обидный ответ от Apple, что они не могут сотрудничать с компанией, у которой такой низкий рейтинг. Дело в том, что рейтинг компаний не может быть выше рейтинга страны. Сегодня официальным дистрибьютором Apple в Украине является компания с кипрскими корнями. Но это уже другой разговор.
Прогноз развития рынка электроники. В чистом виде магазины электроники останутся. Когда рынок стабилизируется, правила игры станут одинаковыми для всех, произойдет консолидация, в результате которой на рынке останется 2-3 игрока. А через время может остаться и один игрок.