Руководитель АТБ Борис Марков: Оценка компании, с моей точки зрения, должна быть в диапазоне $2-3 млрд

11.04.2019
5534

гендиректор корпорации АТБ Борис Марков Фото: Ukranews.com

Председатель Совета директоров и генеральный директор корпорации АТБ Борис Марков в интервью изданию rau.ua рассказал об итогах работы прошедшего года, о сложностях с которыми сталкивается ритейлер при открытии магазинов. И не только об этом. Приводим основные моменты из интервью.


Цифры. По данным компании, в магазинах "АТБ-маркет" растет количество товаров в чеке, при этом также увеличивается средняя стоимость товара с учетом инфляции. Также наблюдается рост доли товаров среднего ценового сегмента в товарообороте. С февраля 2018 года по февраль 2019-го средняя сумма чека выросла – на 13%, количество SKU в чеке – на 5%. Рост продаж в 2019 году ожидается на уровне 21%.

Товары собтсвенной торговой марки в прошлом году в общем ассортименте заняли более 23%. В планах компании развитие СТМ с основным акцентом на инновационные товары в категории "Фреш".

Примерно 85% торговых площадей находится в собственности.  Стоимость реконструкции старых магазинов зависит от многих факторов: конструктивных особенностей здания, площади, прилегающей территории, и других. Но в среднем реконструкция обходится примерно в  15 000-18 000 грн  ($560 – 670) за кв. м.  Основное отличие обновленных магазинов, помимо фасада и внутренней части магазина, это ассортимент. В "черных" торговых точках магазинах появилась расширенная линейка премиальной продукции, которая составляет  5-10% от общего ассортимента.

Персонал. Есть дефицит персонала в отрасли. Мы удерживаем уровень оплаты труда на 10-15% выше, чем среднерыночный в конкретном регионе.

Технологии будут активно внедряться, и замещать людей. Мы следим за решениями, которые в качестве пилотов внедряются за границей – в Китае и Америке. Но в Украине магазины без персонала – это далекое будущее.  Мы тестировали кассы самообслуживания в сети АТБ, дорабатываем мобильное приложение для оплаты смартфоном, изучаем другие способы оплаты. Безусловно, все эти технологии интересны, но в ближайшие пять лет они точно не изменят ситуацию на украинском рынке. А в перспективе 5-10 лет – изменят, но не так существенно, как многие того ожидают.

Эксперимент по кассам самообслуживания дал неоднозначные результаты. Сейчас мы на стадии осмысления этих результатов и принятия решения по масштабированию. Считаю, что в таких сложных технологических вопросах важно не допустить фальстарт.

Сложности открытия новых магазинов. Планы по открытию 100 магазинов в этом году достаточно условные. К сожалению, темпы развития часто зависят не только от желания и возможностей компании. АТБ мог бы открывать существенно больше магазинов. Однако, чем больше мы растем и проникаем в регионы, тем чаще сталкиваемся с бюрократией, коррупцией, определенным сопротивлением местных властей. Как правило, это временные факторы, связанные с оформлением земли, изменением целевого назначения, получением разрешения на строительство и другими необходимыми документами.

Планы по развитию.  Основные направления развития — расширение и укрепление присутствия в Западном и Южном регионах страны, продолжение работ по модернизации торговых объектов, внедрение новых концепций магазинов. В частности, будет продолжен эксперимент по внедрению концепции магазина «АТБ Экспресс». Покупательские запросы меняются динамично, и наша задача – быть на полшага впереди, предвосхищая их.

По собственнным оценкам, у компании АТБ есть потенциал для роста как минимум втрое. В Европе ритейлеры открывают магазины в городках с населением 2 000-3 000 жителей. Очень надеемся, что с повышением уровня жизни в Украине, сможем осваивать такие города. Сейчас, к сожалению, города с населением ниже 15 000 человек даже не рассматриваем.

Возможность продажи бизнеса. Компания достаточно открыта и прозрачна, но никакой подготовки для возможной продажи не ведутся. Отвечая на вопрос, в какую сумму можно оценить бизнес АТБ Борис Марков ответил: "Если убрать за скобки географический фактор, то оценка такого бизнеса, с моей точки зрения, должна была быть в диапазоне $2-3 млрд".

Перспективы рынка продуктового ритейла. Крупные форматы будут замедлять свое развитие, продолжат активно развиваться дискаунтеры и "магазины у дома", торговые точки специализированного ритейла — магазины экотоваров, сыров, пива.

Рано или поздно крупные зарубежные игроки зайдут на рынок Украины.  Вопрос только когда. И это в большей мере будет зависеть от стабилизации политической ситуации в Украине, проведения реформ, повышения инвестиционной привлекательности страны в целом. К сожалению, пока что эти процессы проходят слишком медленно.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.