Союз потребителей проверил 12 интернет-магазинов, торгующих бытовой техникой и гаджетами. Ни один не выдал фискальный чек

22.03.2019
5804

Kerndt Brothers Savings Bank

В декабре 2018 года Союз потребителей Украины проверил 12 представителей украинского e-commercе на предмет соблюдения требований действующего законодательства. В марте организация представила результаты проведенного исследования, в ходе которого выяснилось, что Rozetka, City.com, F.ua, Stylus и другие онлайн-магазины уклоняются от налогов. Ни один магазин не выдал фискальный чек, 75% осуществляет торговлю через физлиц-предпринимателей, а 50% не имеют права работать в сегменте e-commerce, пишет rau.ua. Аналогичное исследование проводилось в прошлом году. Результаты можно посмотреть здесь.


Исследование проводилось в три этапа: покупка, анализ и возврат товара.

В 2018 году участниками исследования стали 12 интернет-магазинов:

- Aks.ua
- Allo.ua
- Bosch-partner.com.ua
- Citrus.ua
- City.com.ua
- Deshevshe.net.ua
- Didi.ua
- F.ua
- Rozetka.com.ua
- Stylus.ua
- Tehnohata.ua
- Tomdom.prom.u

В первый этап (покупку товара) Союз потребителей не вмешивался. Покупки совершала молодая семья, самостоятельно выбирая товар и место покупки.

Что купили:

 

Анализ покупки и возврат товара производился с помощью представителей Союза потребителей, купленный товар семья пыталась возвратить продавцам и вернуть свои деньги.

 Примечательно, что в предыдущем исследовании у Allo.ua, Citrus.ua, F.ua, City.com (возможно, сменили доменное имя) форма регистрации также были указаны – ФЛП. А у Rozetka сменилось с ТОВ "Розетка.УА" на ФОП Журавель А.А.

"Оказалось, что рынок электронной коммерции – это, фактически, поле битвы физлиц-предпринимателей за клиента. Если в 2017 году 35% продавцов были ФЛП, то в декабре прошлого – 75%. Только один продавец из 12, который попал список во время контрольной закупки, оказался юридическим лицом. Остальные 9 продавцов – это физлица, а еще двух продавцов идентифицировать не удалось вообще. Вывод: интернет-магазины как продавали вне закона, так и продают", – комментирует результаты исследования Олег Цильвик.

Пробелы в законодательстве и попытки защитить малый и средний бизнес от излишних проверок привели к тому, что права потребителя оказались не защищены, а е-commerce стал уходить от уплаты налогов, отмечают в Союзе потребителей. Среди таких интернет-магазинов в списке можно увидеть Rozetka – на сайте магазина указано, что продавец – именно Rozetka, но при покупке товара выдали товарный чек от физлица.

Далее организация решила проверить, имеют ли все эти ФЛП регистрацию, насколько законно они работают. В итоге выяснилось, что КВЭД 47.91 (код деятельности, который разрешает ведение экономической деятельности в сети интернет), был только у 6 продавцов. Лидер рынка – магазин Rozetka (ФЛП Журавель) вообще не имеет такого КВЭД.

Что касается наличия расчетных документов, маркировки товара на предмет безопасности и сопроводительных документов, то оказалось, что ни один из продавцов во время контрольной закупки не выдал покупателям фискальный чек. Один продавец вообще не выдал никакого расчетного документа, еще два – выдали документ неизвестного происхождения без названия, еще один – выдал акт передачи товара, три продавца выдали расходные накладные и еще 6 продавцов – товарный чек.

Помимо этого, в результате исследования выяснилось, что 67% продукции, которая была приобретена в ходе закупки, не могла находиться в обороте на рынке легально. Например, в интернет-магазине Bosch-partner.com.ua была приобретена стиральная машинка, но оказалось, что она изначально предназначенная для польского рынка.

Попытки вернуть товары в интернет-магазины только в 50% состоялись быстро и без проблем. В 8% случаев товар удалось вернуть только через сервисный центр, а в 42% случаях возврат товара сопровождался проблемами (какими конкретными, в отчете не говорится).

В ходе проверки 12 интернет-магазинов, по данным союза потребителей: 6 продавцов не имеют права работать в сегменте e-commerce, 12 продавцов нарушили правила выдачи фискального чека, и всего в 6 интернет-магазинах удалось беспрепятственно вернуть товар.

По мнению Олега Цильвика, путь решения проблемы с защитой прав потребителей лежит в фискализации электронной торговли, поскольку она ведет к прозрачности цепочки поставки продукции, а не обрывается на каком-то ФЛП, который не может подтвердить ее происхождение. Также фискализация позволит упорядочить оборот сопроводительной документации к технике, тогда как сегодня большинство продавцов ее просто не выдают.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.