Рейтинг и антирейтинг интернет-магазинов — данные Союза потребителей

05.04.2018
5024

http://www.postawy.by

Всеукраинская общественная организация «Союз потребителей Украины» проверила украинские интернет-магазины, которые продают потребительскую электронику, на предмет соблюдения законодательства по части защиты прав потребителей. Об этом пишет AIN

В ходе контрольных закупок в 20 самых популярных украинских интернет-магазинах волонтеры выявили массовые нарушения: с чеками, возвратами, доставкой и даже формой хозяйствования. По результатам исследования составили рейтинг и антирейтинг интернет-магазинов Украины. 

Эксперимент проводился с декабря 2017 года по 31 марта 2018-го. В рамках исследования проверяли такие магазины:

  1. 27.ua
  2. AKS
  3. «Алло»
  4. «Служба сервиса»
  5. «Цитрус»
  6. City.com
  7. Comfy
  8. Deshevshe.net
  9. «Эльдорадо»
  10. F.ua
  11. «Фокстрот»
  12. ITbox
  13. «Мобиллак»
  14. MOYO
  15. Repka
  16. «Розетка»
  17. Skidka.ua
  18. Stylus
  19. «Телемарт»
  20. ТТТ

Мониторинг состоял из четырех этапов. Сначала представители организации закупили в этих магазинах 20 смартфонов. Затем проанализировали расчетные и сопровождающие документы, а также маркировку на предмет соответствия требованиям действующего законодательства. Далее попытались вернуть товар.

По каждому критерию интернет-магазинам выставляли оценки по десятибалльной шкале, на основе которых были составлены рейтинг и антирейтинг интернет-магазинов Украины (зеленый — это хорошо, желтый — так себе, а красный — нарушители законодательства Украины).

В «красных» интернет-магазинах СПУ не рекомендует покупать товары, потому что:

  • в отдельных случаях здесь продавали подержанную технику под видом новой;
  • установить, кто именно ведет хозяйственную деятельность, было сложно;
  • возникали проблемы с возвратом товара.

«В данном сегменте электронной коммерции (потребительская электроника — ред.) в Украине массово не выполняются требования действующего законодательства о выдаче фискального чека и присутствует контрабандная продукция», — заявил Олег Цильвик, заместитель председателя правления ГО «Союз потребителей Украины» во время круглого стола в Киеве.

Форма хозяйственной деятельности

Среди вышеуказанных интернет-магазинов восемь — юрлица, семь — ФЛП.

Форму хозяйствования еще пяти по расчетным документам, которые выдавались вместе с приобретенными смартфонами, установить не удалось. На их бумагах было указано лишь название доменного имени, которое иногда даже не соответствовало сайту, на котором волонтеры покупали товар.

Фискальные чеки

Все продавцы, которые выдали фискальные чеки, были обществами с ограниченной ответственностью. Некоторые выдали вместо фискального чека товарный чек или расходную накладную (по крайней мере, в этих документах был идентифицирован продавец). В то же время, были продавцы, которые выдали псевдо-фискальный чек. Он был похож на обычный фискальный чек, но это была его имитация, которая вводила потребителя в заблуждение относительно расчетного документа.

С таким расчетным документом потребитель не сможет защитить свои права, если возникнут сложности с возвратом товара или получением гарантийных обязательств.

Маркировка товара

По части маркировки товара тоже выявили много нарушений:

«Встречались почти криминальные случаи, когда потребителя вводили в заблуждение относительно прохождения процедуры оценки соответствия. Например, продукция, которая должна соответствовать техническому регламенту на радиооборудование, идентифицирована или промаркирована как система УкрСЕПРО — система обязательной сертификации, которая не распространяется на этот вид продукции. И все это рядом с отметками UA, UCRF, чтобы имитировать, что продукция проходила первичные процедуры по допуску на рынок», — отметил Цильвик.

Был случай, когда на коробке с товаром стояла отметка соответствия, но без указания органа, выдавшего такой сертификат. Самого сертификата с товаром не было. Такие действия интернет-магазина нарушителя могут свидетельствуют о том, что он пытался выдать неофициальный товар за официальный.

«Какие последствия для потребителя имеет нарушения маркировки товара? Покупатель не будет иметь никакой инструкции по безопасному использованию приобретенной вещи», — отметил зампредседателя СПУ. Кроме того, в таких товарах может быть неполная комплектация: отсутствовать гарнитура или зарядные устройства к смартфонам не подходят к нашим розеткам. Потребитель будет вынужден покупать переходники или новые зарядные устройства.

Возврат

В 15 магазинах процедура возврата товара прошла без проблем. А с пятью интернет-магазинами («Алло», «Мобиллак», «Телемарт», «Служба сервиса», Stylus) возникли серьезные проблемы.

«Нам удалось вернуть приобретенные смартфоны только со скандалами и иногда с привлечением прессы. К примеру, интернет-магазин «Алло» возвращал нам деньги несколько недель, а «Мобиллак» — почти 2,5 месяца», — заявил Цильвик.

Были случаи, когда по расчетным документам продавцом был один ФЛП, а возвращал деньги по тому же счету другой. Два магазина определили только два дня в неделю для возврата товара.

Дополнительные проблемы

В ходе исследования всплыли дополнительные проблемы, которых волонтеры не ожидали.

«У «Мобиллак» отсутствует офис и любые контактные данные по этому субъекту хозяйствования. На их сайте указан адрес почтового ящика и мобильный телефон менеджера. Также в двух интернет-магазинах были обнаружены скрытые дополнительные расходы на доставку товара. А «Мобиллак» заставил нас как покупателя платить даже за возврат товара службой доставки», — отметил спикер.

Обобщенный результат исследования:

  • 65% (13 продавцов) нарушили требования о выдаче фискального чека;
  • 20% (5 продавцов) не идентифицированы в расчетном документе;
  • 40% (8 образцов) не имели отметки о прохождении процедуры оценки соответствия;
  • 20% (5 образцов) — вся информация на упаковке была напечатана на иностранном языке. Это противоречит требованиям Закона Украины «О защите прав потребителей», поэтому исследователи сделали вывод, что это контрабандная техника;
  • 40% (8 образцов) — не имели инструкции по эксплуатации на украинском языке. В лучшем случае она была на английском, в худшем — китайской.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.