Умер модельер Карл Лагерфельд. Чем он известен?

20.02.2019
1298

Фото: Pinterest

В возрасте 85 лет во Франции 19 февраля 2019 года умер известный на весь мир немецкий модельер Карл Лагерфельд. Вспоминаем  главные факты из жизни бессменного креативного директора домов Chanel (с 1983 года) и Fendi (с 1965 года), который сильно изменил моду, любил рэп и мечтал быть похороненным вместе со своей кошкой. Лагерфельд создал логотип Chanel "CC" еще в 80-х годах, когда взял на себя полномочия Коко Шанель после ее смерти в 1971 году. Он расширил традиционные рамки, в которых находилась высокая мода в середине XX века, создавая громкие и новаторские коллекции.


Карл Лагерфельд, без сомнения, – выдающийся немецкий дизайнер. Его слова бесконечно разбирали на цитаты. Он не только революционизировал некоторые знаковые бренды модной индустрии, но и изменил направление самой моды. Его видение позволило соединить моду с искусством. Ему удалось обновить традиционный облик индустрии моды, будучи молодым и дерзким.

Под влиянием постоянного головокружительного успеха даже в последующие годы Лагерфельд очень много работал. Он создавал пятнадцать коллекций в год для трех концептуально отличных домов: Chanel, Fendi и лейбла под своим именем. Он часто фотографировал и руководил съемками рекламных кампаний, а также делал снимки для ведущих журналов индустрии. Лагерфельд с энтузиазмом положил начало сотрудничеству высокой моды со шведским ритейлером H&M в 2004 году. Он также находил применение своим дизайнерским талантам во всем – начиная от медведей Steiff и заканчивая роялями Steinway. Он даже владел парижским книжным магазином.

Лагерфельд  также был хозяином кошки Шупетт, у которой более 100 000 подписчиков в Instagram. Карл любил Шупетт так сильно, что у них, по словам модельера, сложилась телепатия. Вместе они ели, праздновали дни рождения и путешествовали. Кошку он называл самым драгоценным в своей жизни. "После моей смерти – никакого захоронения! Да я скорее сдохну! Я бы предпочел, чтобы меня кремировали и развеяли прах вместе с маминым и прахом Шупетт", – говорил он.

Лагерфельд умел запечатлеть настроение момента

Он был заядлым читателем и наблюдателем, воплощал все увиденное, услышанное и прочитанное в сильные модные образы. По оценкам, его библиотека, состоящая в основном из книг по фотографии и искусству, насчитывает более 100 000 томов.

 

Фото: Библиотека Карла Лагерфельда

"Мне очень скучно. Мысль о том, чтобы посвятить свою жизнь переработке одной и той же темы снова и снова, для меня кошмар", – сказал он Guardian в 1985 году. Эта неутомимая решимость оставаться впереди требовала отсутствия сентиментальности и безжалостной отстраненности от собственной работы.

Он доказал, что для того, чтобы сделать себе имя в индустрии моды, нужны годы напряженной работы

"Пожалуйста, не говорите, что я много работаю. Никого в этом мире не заставляют работать. Если человека тяготит его дело – пусть выберет другое. Но нет же – многие начинают работать в индустрии, а потом ноют: "Ааа, такие нагрузки!" Каким-то чудом они становятся художниками. Все они – слишком слабые. Жалкие. Хрупкие. Никакие. Мы обязаны быть жесткими и не жаловаться. Люди покупают одежду, чтобы стать счастливее, а не потому, что хотят узнать, как кто-то рыдал над отрезом тафты".

Как он сказал в интервью британскому изданию Vogue в июне 2018 года, его рабочий процесс естественен: "Я делаю это так же, как и дышу. Я просыпаюсь среди ночи и у меня есть идея. Я записываю ее на бумажку, которая лежит у меня рядом с кроватью, и делаю наброски утром, прежде чем забыть". Все эскизы Лагерфельд рисовал сам. "Мне нравится рисовать от руки. Я же еще и мультики про политику рисую. Правда, их лучше держать при себе", – говорил он.

Фото: певица Рианна и Карл Лагерфельд

Лагерфельд вошел в индустрию моды после победы в конкурсе дизайна в 1954 году 

Лагерфельд родился в богатой семье в Германии в середине 1930-х годов (тайна даты его рождения до сих пор не разгадана). В возрасте 14 лет он переехал в Париж, где изучал рисование в лицее Монтень. Среди его ранних успехов была награда за лучший дизайн пальто в конкурсе, объявленном Пьером Бальменом. Молодой дизайнер был немедленно нанят в качестве младшего помощника, а затем ученика в доме Balmain, где проработал больше трех лет. 

Он не боялся рисковать и уходить от крупных дизайнеров, когда чувствовал, что это необходимо

После Balmain Лагерфельд стал дизайнером доме моды Jean Patou, откуда ушел в 1962 году, очевидно, устав от создания одежды для богатых. В то время решение стать независимым дизайнером готовой одежды считалось смелым, и даже безрассудным. Его друг, дизайнер Фернандо Санчес, говорил, что Лагерфельд осознавал, что мода меняется: "Он полностью осознал эпоху", – сказал Санчес в интервью Алисии Дрейк, автору биографии Лагерфельда и Ива Сен-Лорана The Beautiful Fall. "Он знал, что хочет заниматься своим делом, а не работать в каком-то старом доме моды".

Лагерфельд начал работать в Chloé в 1964 году. Глава и основатель Chloé, Габи Агион, наняла молодого дизайнера в 1965 году, и там он проработал до 1992 года. Именно Агион побудила Лагерфельда отказаться от традиционного и перейти к более свободному подходу к дизайну. Благодаря ему к началу 70-х годов Chloé превратился из известного парижского лейбла в международно признанную компанию.

Лагерфельд во многом повлиял на дизайн Fendi 

В 1965 году Лагерфельд начал работать в римском доме моды Fendi. Тесно сотрудничая с сестрами Fendi, Лагерфельд помог принести итальянскому бренду мировую известность, сосредоточившись на создании изделий из меха. Никто из дизайнеров не провел столько времени в доме моды, сколько Лагерфельд в Fendi (Лагерфельд начал проектировать для Fendi прежде, чем нога человека вступила на Луну.) Именно он придумал знаменитую эмблему – соединение FF, которое стало символом бренда, как и шубы с леопардовым узором. Его работа в итальянском доме не обошлась без противоречий. На показе 1993 года в его одежде на подиум вышла порнозвезда Поцци, что заставило редактора американского Vogue Анну Винтур покинуть шоу. Также использование меха в коллекциях привело к большому количеству публичной критики со стороны PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) и других организаций.

Фото: Карл Лагерфельд

Дизайнер основал свою одноименную марку одежды в 1984 году, но его имя стало брендом еще со времен работы в Chloe. Позже бренд был продан Tommy Hilfiger Group (в 2005 году) и в настоящее время принадлежит инвестиционному фонду Apax Partners. Фирменный стиль присутствовал в чистом виде в первых коллекциях для мужчин. Затем дизайнер начал создавать линии женской одежды. Но Лагерфельд всегда, казалось, чувствовал себя как дома, будучи дизайнером для другого модного дома – Coco Chanel.

Получив должность арт-директора Chanel в 1983 году, Лагерфельд спас дом моды от финансового краха

Восемнадцать лет спустя, в 1983 году, Карл Лагерфельд покинул модный дом Chloé в пользу Chanel, куда его пригласил председатель советов директоров Ален Вертхеймер. Chanel стал идеальной площадкой для творчества Лагерфельда, которого модное общество приняло в штыки. Однако ему удалось возродить из пепла бренд, чьи коллекции потеряли свою актуальность и, получив должность арт-директора, спасти дом моды от финансового краха.

"Я ассистировал три года, а затем ушел работать к Жану Пату. Стал много путешествовать, обзавелся автомобилями. Было забавно. Но шить всего лишь две коллекции по шестьдесят нарядов в год быстро наскучило. И я начал работать на фрилансе для Chloé, да много еще для кого. Так прошло двадцать лет. Потом стал креативным директором Chanel – и все вокруг завопили: "Зачем тебе это? Бренд мертв!" (и это было так). Все эти разговоры только разжигали мой интерес", — так говорил Лагерфельд о своем решении начать работать в Chanel. 

Лагерфельд создал знаменитый логотип Chanel

Дизайнер провел большую часть своей карьеры, сильно критикуя высокую моду, и настаивал на том, что она застряла в 50-х годах. Своей дебютной коллекцией Chanel, весна / лето 1983 года, Лагерфельд заставил своих недоброжелателей забрать свои слова назад. "Не нарушая духа Chanel, ему удалось оживить характер одежды", – писал New York Times. Лагерфельд создавал культовые вещи из твида, жемчуга, позолоченных пуговиц, с брендовой буквой C для нового поколения.

При этом он помог построить многомиллиардную империю роскоши и создал платформу для таких дизайнеров, как Том Форд, Николя Гескьер и Марк Джейкобс, которые с тех пор начали оживлять "законсервированные" дома моды. "С традицией нужно обращаться осторожно, потому что она может тебя убить. Уважение никогда не было творческим. В некотором смысле я обновил Chanel…", – сказал он Vogue в 1984 году.

Он отражал популярную культуру в своих коллекциях

Показ осень / зима 1991 года был посвящен рэпу и хип-хопу. Такое решение  считалось рискованным и неприятным для почтенного французского модного дома. "Рэперы говорят правду – это то, что нужно сейчас", – сказал Лагерфельд, пожав плечами, в снятом интервью после шоу. Коллекция была создана под влиянием рэпа в начале 90-х годов. Кроме того, есть примеры более непосредственного влияния Лагерфельда на рэп, например, его давняя дружба в индустрии с Канье Уэстом. А сотрудничество с Фарреллом привело к созданию ограниченного выпуска кроссовок NMD Adidas.

 

Фото: Карл Лагерфельд и Канье Уэст

Лагерфельд стал первым дизайнером, сотрудничающим с H&M

В 2004 году шведский ритейлер H&M запустил свою первую коллаборацию с Лагерфельдом. Концепция популярного бренда в сочетании с высокой модой помогла преодолеть разрыв между фаст-фешн. Вся линия была распродана за считанные минуты, что привело к сотрудничеству H&M с рядом других дизайнеров, включая Balmain и Moschino, в последующие годы.  

Многие из самых известных в мире моделей могут приписать Лагерфельду хотя бы часть своего успеха

Фото: Карл Лагерфельд и модель Белла Хэдид

Сначала Лагерфельд тесно сотрудничал с такими моделями 80-х, как Линда Евангелиста и Клаудия Шиффер. В последние годы своей жизни дизайнер продолжал брать людей под свое крыло и выпускать их на показах Chanel, включая моделей Кару Делевинь и Беллу Хэдид. Среди его муз были Инес де ла Фрессанж, Анна Пьяджи и Аманда Харлех, Рианна, Кристен Стюарт и Лили-Роуз Депп. Они, по его словам, необходимы для его творческого процесса. "Без муз этот процесс был бы очень абстрактным и безжизненным, – сказал он интервью в 2014 году. – Они помогают придать вещам выражение и форму". 

Вчера вечером, в день смерти Карла Лагерфельда, в Chanel был выбран новый креативный директор. Им стала Вирджини Виар, которую Лагерфельд называл своей правой рукой. Вирджини помогала кутюрье создавать коллекции более 30 лет – сначала для Chloe, а затем для Chanel. 

Фото: Карл Лагерфельд

Источники: VogueTheSourceEsquireThisIsInsider

Автор: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.