Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Компания Mastercard запустила в Украине сервис снятия наличных на кассах розничных сетей. Сейчас он работает в сети АЗС WOG для держателей карт ПриватБанка
Фото: rbc.ru - Сергей Коньков / ТАСС
Международная платежная система Mastercard запустила совместно с ПриватБанком и сетью АЗС WOG пилотный проект – сервис, позволяющий снимать наличные с карты на кассе розничных точек через POS-терминалы. Снять деньги можно будет только в случае покупки товара. В будущем Mastercard планирует расширить количество партнеров – как сетей, так и банков. Эксперты отмечают, что услуга по снятию наличных на кассах не будет пользоваться популярностью в розничных точках.
Снять деньги на кассах АЗС WOG пока могут только держатели дебетовых карт ПриватБанка (зарплатной, социальной и студенческой). Для снятия денег клиент заправки должен купить товар и расплатиться за него карточкой. Во время оплаты он должен сказать кассиру, что хочет снять наличку. Максимальная сумма снятия – 500 грн, говорится в пресс-релизе Mastercard, размещенном на официальном сайте. Сеть WOG объединяет 450 автозаправочных станций по всей Украине.
"Выдача наличных на кассах АЗС – это дополнительная услуга для повышения лояльности клиентов. Очередей быть не должно, так как выдача наличных будет проходить быстро – это как кофе купить", – говорит PR-менеджер сети АЗС WOG Елена Осипчук. Она добавила, что за снятие наличных денег комиссии не будет.
В ПриватБанке и Mastercard отмечают, что подобный сервис распространен в Европе. "Покупка с выдачей налички – это сервис, которым пользуются жители большинства европейских стран, а теперь – и украинцы", – цитируются в пресс-релизе слова руководителя направления по работе с торговыми предприятиями ПриватБанка Евгения Васильцова. Однако эксперты отмечают, что это не совсем так. "Она встречается, но не часто, в Австралии, США и Индии. Деньги можно снимать на заправках и в супермаркетах, но небольшие суммы", – говорит СТО платежного провайдера Fondy Максим Козенко. По словам независимого эксперта рынка ритейла, экс-СЕО мультиканальной розницы "Алло" Валерия Золотухина, за рубежом эта услуга не распространена, так как там большая часть расчетов проводится карточками. "Это больше украинский сценарий, так как в нашей стране все с точностью наоборот", – уточняет он.
По данным Нацбанка, в 2017 году объем операций при помощи платежных карт составил 2,13 трлн грн, из которых на безналичные расчеты пришлось 835 млрд грн (см. таб.).
В планах Mastercard – подключить к сервису новых партнеров, чтобы услуга снятия наличных денег на кассах стала доступной держателям карточек разных банков и чтобы ею можно было бы воспользоваться во всех ключевых точках торгово-сервисных сетей. По данным участников рынка, такую услугу планирует запустить Fozzy Group.
Для бизнеса подключение такого сервиса может быть выгодным, говорят эксперты. "Во-первых, это возможность сэкономить на инкассации (как минимум, на процедуре и персонале, а не обязательно – на комиссии банку/компании за инкассации). Во-вторых – можно взять комиссию с получателя средств. Третье – можно с банком-экварйом поторговаться по ставке комиссии за эквайринг", – говорит директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов. В Fondy приводят пример, что в США в сети Walmart за снятие наличных на кассах магазинов берется две комиссии – банком и ритейлером. "Последний берет $3 за каждую операцию", – уточнили в Fondy.
Для банков это возможность покрыть отдельные регионы, в которых у них нет отделений и банкоматов, говорит Максим Козенко. "За счет подключения к сервису банк может развивать свою инфраструктуру без дополнительных трат на установку банкоматов и их инкассацию", – добавляет Козенко.
Очевидно, что услуга снятия наличных денег на кассах АЗС не получит широкого спроса, прогнозирует Валерий Золотухин. "А вот, к примеру, в отделениях "Новой почты" – вполне, то есть услуга будет востребована в точках, где есть движение товара", – добавляет эксперт. В сети WOG рассчитывают на востребованность услуги. "Это инновационный проект для нас, и мы убеждены, что новый сервис будет востребован в Украине", – приводятся в пресс-релизе слова директора по маркетингу WOG Ольги Капустиной.
Автор: Вероника Гаврилюк